Изобразительный ряд: храм Неба в Пекине, Великая Китайская стена, рельефы из погребения императора Тайцзуна в Сиани, Ли Ди « Человек, ведущий буйвола по снежной равнине».
Япония:
Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н.э., наиболее значительный вклад в мировую культуру приходится на период средневековья длившийся 6 -8вв . до сер. 19в.. Буддийская религия с 6 века стала государственной в Японии , слившись с древним культом поклонения природе (синтоизмом). Иноземные влияния, соединившись с народными традициями способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства, отмеченного безупречным вкусом. Именно в Японии возникла формула: «Все излишнее безобразно».
Архитектура лишена грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главный материал – дерево, из которого возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домом и землей оставлялось пространство для защиты от влажности. Опорные столбы помогали выдерживать подземные толчки. Стены не служили опорой, могли легко раздвигаться, заменяться на сезонные, сниматься.
Храмовый ансамбль в Исэ основан в первые века нашей эры, каждые двадцать лет возобновляется, в точности повторяя ранее созданные формы. Конструкции предельно выявлены, функциональная логика сооружения дает повод считать этот ансамбль храмом архитектоники (архитектуры).
С 6-7 вв.- буддийские храмы, их особенности – колонны крытые красным лаком, изогнутые края крыш, каменные платформы, система подкровельных кронштейнов – новшества в японской архитектуре.
Период Хэйан (794-1185) – дворцовые ансамбли, выделение главного церемониального зала типа синдэн, обрамленного боковыми помещениями широкое пространство которого с гладко отполированным полом открыто на светлый простор засыпанного галькой обширного двора. Соединение зданий галереями, пейзажный парк с озером и скалами.
13-16 вв. – парадный стиль синдэн сменяется стилем сеин, главный признак которого – утилитарность, простота, интимность. Золотой храм (Кинкакудзи,14 в.), Серебряный павильон (Гинкакудзи,15 в.). Многообразные по стилю декоративные сады, возникли под влиянием буддийского учения Дзэн, отождествляющего Будду со всем мирозданием. «Сухие сады» - сад монастыря Реандзи в Киото.
16-17 вв. – крупные садово-парковые дворцовые ансамбли со свободной асимметрией плана, чайными павильонами, напоминающими хижину отшельника.
Скульптура 3-5 вв. – разнообразные, непосредственные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных из царских курганов.
6-7 вв. – храмовая буддийская скульптура.
9-10 вв. - разработана система жестов и движений, излюбленный материал – дерево, лак.
12-13 вв. – получают широкое распространение портреты монахов, святых, воинов – острая индивидуальность сочетается с отрешенностью, созерцательностью.
11-13 вв. – японская школа живописи Ямато-э.
13-14 вв. – многометровые свитки живописи эмаки. 15-17 вв. – развитие монохромного пейзажа « суйбоку».
16-17 вв. – яркие декоративные росписи на ширмах, веерах, панно Настенные росписи с золотыми или синими фонами.
Ксилография: в 17 веке складывается школа Укие-э (искусство повседневного мира). Хисикава Морунобу, Судзуки Харунобу, Тесюсай Сараку, Китагава Утамаро, Кацусико Хокусай.
Слова для глоссария: ксилография, школа Укие-э.
Изобразительный ряд: Храмовый ансамбль в Исэ, Китагава Утамаро « испытания верной любви», Кацусико Хокусай 236 видов горы Фудзи».
3 год обучения:
Тема № 11: Эпоха Возрождения в искусстве стран Европы.
Возрождение – Ринашименто ( от итал.), Ренессанс (фр.), его основы – гуманизм, по–новому понятая античность, общественный характер культуры и искусства, широкое использование научных достижений, синтез искусств и т.д..
Италия: периодизация.
Проторенессанс (12-13 вв.) Джотто.
Раннее Возрождение (15 в.) : Брунеллески, Альберти, Гиберти, Донателло, Мазаччо, Учелло, Кастаньо Анджелико ,Доменико Венециано, Филиппо Липпи, Гирландайо, Боттичелли, Вероккьо., Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини.
Высокое Возрождение (1490- е гг. – первая треть 16 в.): Браманте Антонио да Сангалло, Палладио, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело.
Маньеризм ( 1520-е – 1540 –е гг.): Пармиджанино, Понтормо.
Венеция (15-16 вв.): Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.
Нидерланды (15-16 вв.): Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Иеронимус Босх, Брейгель.
Германия ( конец 15 – первая треть 16 вв.): Дюрер.
Слова для глоссария: Ринашименто ( от итал.), Ренессанс (фр.), баптистерий, капелла, кондотьер, Проторенессанс, Маньеризм, Академия.
Изобразительный ряд: Джотто - фрески Капеллы дель Арена в Падуе, Брунеллески – купол собора Санта –Мария дель Фьоре, Капелла Пацци во Флоренции; Альберти, Росселино – Палаццо Ручеллаи во Флоренции; Гиберти - Восточные двери флорентийского баптистерия; Донателло – Давид, конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе; Мазаччо – фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта- Мария дель Кармине во Флоренции; Андреа дель Кастаньо – фрески виллы Пандольфини; Паоло Учелло – итва при Сан-Романо; Пьеро делла Франческа – портрет урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, фрески церкви Сан-Фраческо в Ареццо, Филиппо Липпи – Мадонна под вуалью;