Ориентировка на листе бумаги
Детям выдаются листы бумаги в клетку с разметкой .
Ведущий. На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я сейчас скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.
2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
3. Мы ждем, когда наступит «бабье лето», потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.
Ведущий раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.
Графический диктант
Ведущий. Сейчас мы будем рисовать узор. Начинать его надо от точки, которая стоит на листочке. Надо постараться, чтобы узор получился красивым и аккуратным. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там же, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу: «Одна клеточка вправо» — вы проведете линию вправо на одну клеточку. Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо.
Начинаем рисовать узор от точки. Поставьте карандаш на эту точку. Внимание! Рисуем линию — одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна вправо, одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами.
Введение способа оценки
Ведущий. Мы выполнили первую работу. Малыши-коротышки очень хорошо умеют себя оценивать. В этом им помогают волшебные линеечки. Для этого нам надо начертить такую волшебную линеечку. Я вам в этом помогу.
Поставьте карандаш на точку, с которой мы начинали рисовать узор. Отсчитайте две клеточки вниз и поставьте точку. От этой точки проведите линию на четыре клеточки вниз, поставьте точку. От нижней точки поднимитесь на две клеточки вверх и поставьте черточку.
У нас получилась волшебная линеечка. С помощью таких линеечек мы всегда будем оценивать свои работы.
Если ты считаешь, что узор нарисован очень-очень-очень красиво, красивее не бывает, поставь крестик-отметку здесь (на самом верху линеечки).
Если ты считаешь, что узор нарисован некрасиво, плохо, но бывает еще хуже, поставь свою отметку в нижней части линеечки.
Если ты считаешь, что узор выполнен красиво, но можно было бы и получше его нарисовать, то поставь отметку в верхней части линеечки.
Понятно, как малыши оценивают работы?
А сейчас каждый оценит свою работу.
Дети оценивают работы и сдают их ведущему.
Выбор лепестков настроений
Ведущий. Наступило время высадить наши первые цветочки. Но цветы наши не простые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение сегодня. Каждый возьмет лепесток того цвета, какой похож на его настроение.
Далее ведущий знакомит детей с цветами настроения:
— красный — восторженное,
— оранжевый — радостное,
— желтый — светлое, приятное,
— зеленый — спокойное, уравновешенное,
— синий — грустное,
— фиолетовый — тревожное,
— белый — трудно сказать.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
ОБЩИЙ СБОР
Оборудование: знаки «Хор» и «Я», игрушки (по числу групп).
Задача: вспомнить правила работы со знаками, введенные в предыдущий день.
Детей встречают взрослые и провожают их на Городскую площадь. Вместе с ведущим сбора к ребятам пришли сегодня Знайки (роль Знаек берут на себя помощники ведущего, помогают им в этом различные детские игрушки).
Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы очень рады встрече с вами. Но посмотрите, кто это к нам сегодня пришел? Это тоже наши гости. Давайте узнаем, как их зовут! Оказывается, наших гостей зовут Знайки. Да-да, они утверждают, что знают все на свете и никогда ни о чем не спрашивают: они уверены, что им все известно. Они просят, чтобы мы взяли их с собой. Как вы думаете, стоит нам взять их в наше путешествие?
Давайте покажем нашим гостям, что мы уже тоже многое умеем.
Кто мне скажет, что это такое:
Вечером рассыпался горох,
Утром встал — нет ничего.
Ведущий обращает внимание на детей, которые помнят правило ответа на вопросы.
Знайки выкрикивают из круга ответы.
Ведущий. Что же вы, Знайки! Посмотрите на ребят, наверное, они что-то такое знают особенное. Может, спросите их, почему у них так хорошо получилось? Нет?
Знайки отвечают, что они все поняли, и теперь исправятся.
Ведущий. Отвечайте хором, что это такое:
Два конца, два кольца — посередине гвоздик.
Знайки тянут руку, но понимают, что у них что-то не получается, и немного расстраиваются.
Ведущий. Что ж вы, Знайки, приуныли? Отвечайте вместе с нами. Только будьте внимательны!
Сколько дней в неделе?
Ведущий поднимает знак «Хор».
Дети отвечают хором.
Знайки выкрикивают с места: «Я знаю! Знаю! — Оглядываются на ребят и замолкают. — Но я же, правда, знаю».
Ведущий. Ребята тоже знают ответ, но не кричат так, как вы. Давайте попробуем еще раз.
Какие мультфильмы вы любите смотреть?
Ведущий поднимает знак «Я».
Дети поднимают руку и отвечают.
Ведущий. А вы, ребята, согласны с ответами?
Знайки. Я этот тоже смотрел. Здорово! и т.д.
Ведущий. Знайки, вы не переживайте. Вы просто не знаете того, о чем мы с ребятами уже договорились. Не знать не стыдно. Ребята, объясним Знайкам, что означают эти знаки. Кто скажет, что это за знаки?
Дети объясняют значение знаков «Я», «Хор», «Согласен» и т.д.
Возьмем ли мы с собой Знаек? Не подведут ли они нас в дороге?
Дети решают взять Знаек с собой: пусть поучатся быть настоящими жителями Цветочного города.
Для дальнейшего путешествия нам нужно сформировать экипажи.
Дети разбиваются на группы.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО
Оборудование: знаки, ордена Внимания, листы белой бумаги (по числу детей), изображение знака «Простой карандаш» на доске.
Задачи: продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать у детей умение работать по знакам.
Ход занятия
Организационный момент
Ведущий обращает внимание детей на доску, где находится знак с изображением карандаша: «Догадайтесь, что нужно приготовить для занятия».
Игра «Снежный ком»
Ведущий. Сегодня на занятии мы продолжим наше знакомство друг с другом. Кто мне скажет, как лучше это сделать?
После ответов детей к доске прикрепляется знак «Мы».
Знак "Мы"
Согласна с вами! Удобнее всего знакомиться в группах. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Снежный ком».
Правила игры таковы. Первый называет свое имя. Второй повторяет имя первого и называет свое имя и т.д. Например: первый называет имя «Вика», второй — «Вика, Антон», третий — «Вика, Антон, Катя» и т. д.
Сначала надо выбрать первого. Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный встает.
Сейчас зазвенит колокольчик, который скажет нам, что можно начинать игру.
Как только группа закончит игру, она должна показать знаком, что готова работать дальше (все дети берутся за руки и поднимают их вверх).
Во время игры и подготовки к ней самым внимательным группам ведущий вручает орден Внимания.
Ведущий. А теперь посмотрите на ребят, которые сидят в вашей группе. Пока звенит колокольчик, найдите глазки кого-нибудь одного. На счет «раз, два, три» — поменяйтесь с ним местами.
Повторяется игра «Снежный ком».
Проверка на дорогах
Ведущий. Наши Знайки хотят проверить, хорошо ли вы запомнили имена ребят, которые работают с вами сегодня в одной группе. Знайка будет называть имя. Если в вашей группе есть малыш с таким именем, то вся группа кладет руку ему на плечо. Остальные дети стараются запомнить, как его зовут.
Кто догадается, что надо делать, если Знайка назовет имя, которого нет в вашей группе? Верно, надо показать знак «Не согласен».
Любит — не любит
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться получше, интересно было бы узнать, что вы любите, а что — нет. Попробуем рассказать об этом не словами, а с помощью рисунка. Сейчас каждый на листочке молча нарисует то, что он любит, так чтобы потом все остальные ребята в группе могли отгадать задуманное. Не рассказывайте никому, что вы рисуете, — это будет загадка.
По сигналу колокольчика дети прерывают работу. Ведущий награждает орденами Внимания тех, кто слышит сигнал и выполняет его.
Нет загадок без отгадок
Ведущий. Обсудите в группах, что нарисовал каждый из вас, выполняя предыдущее задание. А чтобы знать, с кого начать, в группах необходимо выбрать первого.
По сигналу колокольчика первый кладет в центр работу, остальные члены группы угадывают, что он любит (что он нарисовал). Автор соглашается или не соглашается (при помощи знаков «Согласен», «Не согласен»). После того как группа узнала, что любит первый, свою работу в центр кладет второй и т.д.
Вспомним наши имена
Дети выходят из-за парт и располагаются по кругу.
Ведущий. Вспомним еще раз, как зовут ребят, будущих жителей Цветочного города.
Если есть такое имя в нашем коллективе,
то в ладоши хлоп;
если нет такого имени у нас,
то ногою топ.