Тематика контрольных работ по курсу
Тематика контрольных работ по курсу
«тЕория и технологии развития детской изобразительной деятельности»
Профиль «Дошкольное образование»
4 курс 7 семестр
Методические указания к выполнению контрольной работы
Контрольная работа по курсу «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» для студентов заочной формы обучения выполняется 7 семестре.
Контрольная работа имеет четкую структуру: введение, теоретическая часть, практическая часть, выводы и приложение.
Во введение формулируются и раскрываются задачи работы и актуальность темы.
Теоретическая часть строится на основе анализа рекомендуемой литературы, статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и других периодических изданий, а также новинок педагогической и методической литературы. В ходе анализа обязательно указывать авторов, чей материал использовался для раскрытия вопроса, делать ссылки на источники в квадратных скобках (например, [12, 36]), где первая цифра обозначает номер источника в списке литературы автора контрольной работы, вторая – страницу, откуда была взята цитата. Цитаты приводятся в кавычках. Материал раскрывается строго в соответствии с планом. Раскрытие каждого вопроса заканчивается кратким выводом, в котором студент высказывает свою точку зрения на представленный материал и проблему.
Практическая часть является обязательной и выполняется строго в соответствии с рекомендациями. В ней участвует подгруппа детей из 6-12 человек. Желательно, чтобы ее состав оставался неизменным. На детских работах и в таблицах указываются имя ребенка и первая буква фамилии. Условно весь процесс выполнения практической части подразделяется на три этапа. На первом этапе выясняются исходные, первоначальные знания и умения детей (в соответствии с темой), на втором – проводится работа по их формированию, на третьем – выявляются изменения, которые произошли в знаниях и умениях детей в результате проделанной работы. В описании необходимо приводить конкретные количественные и качественные данные, подтверждающие выводы автора, а также прикладывать детские работы и другие материалы в соответствии с приложением. Детские работы с каждого занятия или другой формы работы скрепляются отдельно в одинаковом порядке, на титульном листе указывается дата проведения и тема. При описании второй (формирующей) части практической работы внимание акцентируется на анализе и оценке использованных методов и приемов руководства детской изобразительной деятельностью, поведения детей в процессе выполнения задания. Подробные конспекты занятий сюда включать не рекомендуется.
В заключении делаются общие выводыо достижении поставленных задач и целесообразности проведенной работы.
В каждой контрольной обязательно должно быть приложение, которое включает конспекты занятий, детские работы, таблицы с данными обследования детей.
Примерный объем контрольной работы –12-15 печатных листов, приложение учитывается отдельно; 14 шрифт, 1,5 интервал. Необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя.
При оценке контрольной работы учитывается логичность, грамотность, научность изложения материала в соответствии с планом в теоретической части, наличие в списке литературы современных публикаций, подробность и детальность описания практической работы, обоснованность сделанных выводов, качество оформления самой работы и приложений. При соблюдении всех этих показателей работа будет допущена к защите. В противном случае работа отправляется на доработку с повторной сдачей на проверку.
Тематика контрольных работ
Тема 1. Своеобразие занятий рисованием в младших группах дошкольного учреждения
План
1. Введение.
2. Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение) и двигательных навыков у детей третьего-четвертого года жизни.
3. Задачи и содержание рисования в младших группах.
4. Организация и методика проведения занятий рисованием.
5. Практическая часть.
6. Выводы.
Литература
1. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М., 1987.
2. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2.
3. Детская психология / Под ред. Я.Д. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.
4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – 1980.
6. Лебедчикова Н. Цвет в рисунках детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 10.
7. Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12.
8. Шабанова И. Рисуем играя // Дошкольное воспитание. – 2000.- № 9.
Рекомендации к выполнению практической части
В первой части выявляется исходный уровень владения детьми техникой рисования (владение карандашом, кистью) и изобразительными умениями (какие формы и как изображает), насколько он соответствует Программе воспитания ребенка-дошкольника. Для этого проводится рисование на свободную тему, в ходе которого ведется наблюдение и записи за поведением детей, их отношением к деятельности и результату.
Во второй части проводится 5-6 занятий предметным рисованием. Необходимо предусмотреть постепенное усложнение требований к передаче формы, цвета, технике изображения. Особое внимание обратите на создание положительного эмоционального состояния у детей, подбор материалов для занятий. В описании отметьте, какие методы и приемы использовались для руководства деятельностью детей, какие проблемы возникали у детей и как помогали им решать их, какую помощь и как оказывали детям.
В конце практической части проведите контрольное занятие и отметьте, как изменился уровень владения детьми техническими и изобразительными умениями, оцените эффективность проделанной во второй части работы, правильность выбранных методов руководства.
Приложение
Детские рисунки пяти детей со всех занятий; конспекты всех проведенных во второй части занятий; 2-3 интересных примера использования игрового приемы на занятиях.
В конструировании из бумаги
План
1. Введение.
2. Особенности творческих проявление детей в конструировании из бумаги.
3. Задачи обучения конструированию из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.
4. Методика формирования творческого конструирования из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.
5. Практическая часть.
6. Выводы.
Литература
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992.
2. Куцакова Л. Конструируем терема, палаты, соборы // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 9.
3. Лиштван З.В. Конструирование. – М., 1981.
4. Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.
6. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11.
7. Простякова Н., Кузнецова О. Игры – сказки в обучении детей оригами // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5.
8. Сафонова О.А. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1.
9. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М., 1994.
Рекомендации к выполнению практической части
В первой части предложите детям сложить любую знакомую им поделку из бумаги. Проанализируйте поделки детей по следующим показателям и данные занесите в таблицу:
Имя, фамилия ребенка | Показатели | ||
Новизна тематики и конструкции (повторил освоенную ранее на занятии; внес некоторые изменения в знакомую конструкцию; оригинальная конструкция) | Качество исполнения поделки (поделка качественная, прочная в целом; в поделке отдельные детали прикреплены некачественно; поделка непрочная, некачественная) | Выразительность образа в поделке (цвет, материал, фактура соответствуют образу, выбраны осмысленно; цвет, материал, фактура не соответствуют образу, выбраны случайно) | Эмоциональное отношение к процессу и результату (положительное; равнодушное; негативное) |
Проанализируйте по каждому ребенку, насколько сформированы у него навыки конструирования из бумаги и соответствуют ли они программным требованиям. Сделайте сравнительный анализ по показателям: в каком из них детьми получены наиболее высокие оценки, в каком – самые низкие. Объясните полученные данные.
Проведите 5-6 обучающих занятий конструированием, используя разнообразные методы и приемы, направленные как на формирование замысла, так и на повышение качества, оригинальности и выразительности создаваемых поделок. Описывая формирующий этап, обратите внимание на анализ соответствия задач обучения и используемых при этом методов и приемов, характеристику результативности занятий.
В заключительно части проведите контрольное занятие на свободную тему или используйте детские поделки, выполненные ими самостоятельно, и проанализируйте их по тем же показателям, что и в первой части. Результаты занесите в таблицу. Сравните полученные данные. Отметьте, какие позитивные изменения произошли в поделках детей, какие трудности сохранились. В каком показателе сохранились самые низкие оценки. Объясните с чет это связано.
Приложение
Конспекты занятий; детские поделки.
Группы с натюрмортом.
Протокол беседы с детьми
Цель: изучить особенности эстетических суждений о живописи у старших дошкольников.
Материал: набор репродукций в соответствии с требованиями
программ воспитания и обучения дошкольников.
Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать ту или
иную репродукцию и обосновать свой выбор.
Инструкция: детям задаются вопросы, данные заносятся в таблицу
Вопросы Оля П. Какая картина тебе нравится? Видел ли ты ее раньше? Кто ее автор? Что на ней изображено? Что в ней тебе нравится? (содержание, цвет, композиция, настроение). Какое настроение передал художник в своей картине? Что художник использовал, чтобы передать это настроение? Что ты чувствуешь, когда смотришь на картину?
Критерии оценки: самостоятельность в оценке произведений искусства,
правильность ответов, знание средств выразительности.
Литература
1. Вайнерман, С.М. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на
занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М.Вайнерман,
А.С.Большев, Ю.Р.Силкин и др; науч. ред. М.М. Безруких. – М., 2001. -
С. 3-19.
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие
дошкольников [Текст] / В.И.Волынкин. - Ростов н/Д, 2007. – С.14-44.
3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
4. Казакова,Т. Искусство, которое мы называем изобразительным [Текст]
/Т.Казакова. //Дошкольное воспитание.-2006. - №10.
5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в
детском саду [Текст] /В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова и
др. – М.,1985.
6. Курочкина, Н.А. Знакомим с натюрмортом [Текст] / Н.А. Курочкина.
- СПб., 1996.
7. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся
видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н.А. Курочкина. – СПб.,
2004.
8. Курочкина, Н.А. О портретной живописи – детям
[Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб., 2008.
9. Мацкевич, М. Летние радости. Один день из жизни стрекозы [Текст]
/М.Мацкевич. //Дошкольное воспитание. -2006. - №7.
10. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М.. Чумичёва. –
М., 1992.
11. Чумичёва, Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с
жанровой живописью [Текст] / Р.М. Чумичёва // Формирование
первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного
возраста: межвуз. сб. науч. тр.; отв. ред. Р.Г.Казакова. – М., 1984. - С.
137-145.
12. Чумичёва, Р.М. Знакомим с портретной живописью. [Текст] / Р.М.
Чумичёва. //Дошкольное воспитание. - 1991. - №10.
Архитектурой
(работа выполняется на примере одной возрастной группы)
Примерный план контрольной работы
Введение
1. Архитектура как вид искусства, ее значение в развитии
дошкольников.
2. Особенности восприятия и эстетических суждений у дошкольников о произведениях архитектуры. Требования к отбору произведений.
3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры.
4. Методика ознакомления детей с архитектурой.
5. Анализ проведенной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендации к выполнению работы
Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место архитектуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Определите особенности архитектуры как вида искусства. Познакомьтесь с работами С.Ю.Бубновой и Н.М.Святитской, выделите специфику восприятия произведений архитектуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с архитектурой. Внимательно изучите и раскройте вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.
При выполнении практической части проанализируйте свой опыт
работы или опыт работы ДОУ:
какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;
приведите примеры тематики занятий;
какие методы и приемы используете;
в чем вы видите эффективность своей работы.
оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством;
наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий,
выписки из календарного плана.
Проведите обследование объема сформированности знаний детей об архитектуре на основе предложенных диагностических заданий (задание №1; №2).
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики.
Задание №1
Диагностические задания к теме «Ознакомление дошкольников с архитектурой»
(методика С.Ю.Бубновой)
Обследование объема сформированности знаний об архитектуре
Обследование объема сформированности знаний детей 5-6 лет об архитектуре осуществляется в индивидуальной беседе.
Цель: изучить особенности сформированности знаний старших дошкольников об архитектуре.
Вопросы для беседы:
Для чего предназначены различные здания?
Отличаются ли здания друг от друга?
В чем заключаются эти отличия?
Что нужно для того, чтобы задания были красивыми, нравились
людям?
Из чего строят здания? Какие материалы используют строители?
Кто принимает участие в создании дома?
Кто помогает строителям возводить красивые города?
Что такое архитектура?
Задание №2
Диагностика особенностей восприятия детьми архитектурных
сооружений
(методика С.Ю.Бубновой)
Цель: выявить особенности восприятия детьми 5-6 лет сооружений в
зависимости от их функционального назначения; своеобразия внешнего строения различных архитектурных сооружений, установить, какие особенности внешнего строения сооружений воспринимаются детьми как существенные для отнесения сооружения к тому или иному типу.
Материал: набор фотографий с изображением сооружений различного функционального назначения (жилые постройки, общественные здания, промышленные сооружения).
Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать тот или иной тип сооружений и обосновать свой выбор.
Инструкция: «Представить себе путешественников, которые попали в незнакомый город, где все люди говорят на неизвестном языке. Необходимо помощь путешественникам отыскать среди множества зданий жилой дом, церковь, театр, цирк. Посмотри внимательно на фотографии и найди эти сооружения. Объясни, почему ты сделал этот выбор»
Критерии оценки:
правильность выполнения задания,
умение определять функциональное назначение сооружений
посредством выделения существенных особенностей их внешнего
строения.
Литература
1. Бубнова, С.Ю. Теория и методика ознакомления детей с архитектурой
[Текст] / С.Ю. Бубнова, Н.М. Святитская. – Орел, 2004.
2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
3. Платохина, Н.А. Архитектурное пространство как среда
формирования у дошкольника ценностного отношения к городу [Текст] /
Н.А. Платохина. // Моделирование образовательного пространства:
межвуз. сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1998. Вып.2.
4. Романова, Л. Знакомим с архитектурой [Текст] /Л.Романова.
//Дошкольное воспитание.-1998. - №4.
Промысел – по выбору).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Тематика контрольных работ по курсу
«тЕория и технологии развития детской изобразительной деятельности»
Профиль «Дошкольное образование»
4 курс 7 семестр