Ценность – фундамент культуры

Всё значимо и значительно в трудах мыслителя Питирима Александровича Сорокина. Особое место в них занимает концепция социальной и культурной динамики, которую он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества.
Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает своё влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П.А.Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Он подчёркивает в своей четырёхтомной монографии “Социальная и культурная динамика“ (1937–1942): “Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра” [11, 427]. Питирим Александрович Сорокин отмечает, что “войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.” [11, 427]. Кризис западного общества, по мнению П.А.Сорокина, это не просто неурядицы в обществе, а это серьёзное явление, потому что затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий” [11, 429].

Давая характеристику всякой великой культуры, П.А.Сорокин отмечает, что культура – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность. П.А.Сорокин подчёркивает, что именно ценность является фундаментом всякой культуры. “Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают её основополагающие принципы, её главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”, – обращает наше внимание П.А.Сорокин [11, 429]. Для культуры Запада средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому всё в жизни общества соизмерялось с данным понятием этой главной ценности. “Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной” [11, 430]. Но ничто не стоит на месте, всё течёт, всё изменяется. Так с конца XII века появляются ростки нового в культуре западного общества: объективная реальность и её смысл чувственны. Только то, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем, и воспринимаем через наши органы чувств), – реально и имеет смысл. На основе этого создаётся новая культура в XIII–XIV веках. П.А.Сорокин подчёркивает, что “объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической” [11, 431]. Но процесс на этом не останавливается. С XVI века данный принцип в культуре становится доминирующим. “Таким образом, – отмечает П.А.Сорокин, – возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и “соответствующей этому миру”. Она может быть названа чувственной.

Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл её сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве, в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей” [11, 431]. Рассматривая далее состояние западного общества П.А.Сорокин обращает наше внимание на то, что “теперешние наши трудности происходят от разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII века и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры. В течение этих веков она вписала наиболее яркие страницы человеческой истории. Однако ни одна из конечных форм, ни чувственная, ни идеациональная, не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступившей нынче в период своего заката. Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни” [11, 435].



Наши рекомендации