Игра-экспериментирование с разными материалами

Игры с водой, льдом, снегом

«Очистим воду»: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки.

«Игра цвета»: делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях.

«Вырастим кристаллы»: делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.

Волшебная соль»: выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор.

«Царство цветных льдинок»: заливать цветную воду в разные фор­мочки и замораживать.

«Брызгалки»: в мягких флаконах из – под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования «чья „брыз­галка" дальше брызнет» и т. п.).

«Соревнование мыльных пузырей»: выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый.

«Наливаем — выливаем»: наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев.

«Делаем фонтан»: с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже.

«Испытание кораблей»: делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури».

Игры со светом

«Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга»: пытаться на стене поймать своим «зайчиком» «зайчик» другого ребенка.

«Подаем сигналы фонариками», «Поиск»: в темной комнате с по­мощью фонарика разыскивать спрятанную вещь.

«Цветные сигналы»: придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика.

«Теневой театр»: на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц.

«Рисование свечой»: вместе с воспитателем накапать воск на по­верхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор.

Игры с магнитами, стеклом, резиной

«Испытание магнита»: экспериментирование с магнитом — притя­гивание разных предметов (какие притягиваются, какие нет); проверка подъемной силы магнита (какие предметы магнит поднимает, какие нет); узнать, через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т. п.).

«Таинственные фигурки»: с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или на экране различные металлические фигурки, предметы — булавки, шпильки, проволочных человечков.

«Попрыгунчики»: привязывать к длинной резинке разные предме­ты — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать.

Игры с увеличительными стеклами или микроскопом: рассматри­вание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»).

«Мир в цветном стекле»: рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально «рисовать волшебные картинки» — накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассмат­ривая в цветное стекло.

Игры с бумагой

Изготовление фигурок и предметов по типу «оригами».

«Вертушки»: изготовление разных бумажных вертушек и испыта­ние их.

«Гармошка»: с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке.

«Отпечатки»: делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т. п.

«Таинственные письмена»: рисовать или писать на бумаге моло­ком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме.

«Цветные брызги»: брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне.

Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета: ри­совать, делать несколько копий и прочее.

«Борьба с наводнением»: на пластиковой или деревянной поверх­ности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут спо­соб осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань или другие материалы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление сериационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое—неживое; реаль­ное—фантастическое; домашние—дикие животные).

Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам: «Угадай, что задумали»; «Вопрос—ответ».

Составление целого из 10—12 частей.

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, услов­ным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме».

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Найди ошибку», «Контролер», «Найди отличия».

Речевые игры.

Народные игры: «Садовник», «Краски», «Катилась торба с высо­кого горба».

Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Чер­ное и белое», «Да и нет не говорите».

Различные виды лото.

Интеллектуальные, развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, «Геоконт», «Тантрам», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат».

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель создает условия для развития умений детей сознатель­но принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по пра­вилам, добиваться правильного результата.

В беседе с детьми по поводу игр воспитатель предлагает объяснить содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять вы­держку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошибки. Проявлять настойчивость в поиске решения, ви­деть правильность результата. Объяснить сверстнику ход решения игро­вой задачи. Знать несколько игр и уметь их организовать. Придумать новые правила в играх, разнообразить их содержание за счет новых игровых действий.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü В играх ребенка присутствуют предварительное обозначение темы и создание игровой обстановки.

ü Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интере­сы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложе­ний в общении с партнерами.

ü В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявля­ется по-разному.

Детям-«сочинителям» наиболее интересны игры, которые осу­ществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их реа­лизацией через создание образов игровых персонажей и выполнение игровых действий.

Детям-«исполнителям» наиболее интересны процессы созда­ния игровых образов в сюжетно-ролевой игре, управления персо­нажами в режиссерской игре. Они используют разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Создаваемые образы отличаются интересными ролевыми реп­ликами.

Для детей-«режиссеров» характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Они высту­пают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию.

Детям-«практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной дея­тельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.

ü Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм.

ü В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

ü Знает много игр, считалок, с удовольствием рассказывает о люби­мых играх.

Вызывает озабоченность и требует совместных устий педагогов и родителей

ü В сюжетно-ролевых играх ребенок постоянно отражает элемен­тарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащает игровое содержание. Характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.

ü Не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми.

ü В играх с готовым содержанием увлекается процессом игры и не следит за правилами.

ü Нет интереса к развивающим играм; отказывается от игрового реше­ния при первых трудностях, часто оставляет игру до ее завершения.

ü Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим.

Развитие социальных представлений о мире людей,

нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

эмоций и самосознания

Наши рекомендации