V. методическое обеспечение учебного процесса
Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.
Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.
Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений (музыкальные произведения должны быть небольшими по продолжительности звучания, отличаться яркостью и динамичностью образов, иметь моторный характер, побуждающий детей к творческому движению, например, пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Игра в лошадки», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и т.д.
В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.
Учащиеся должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность учащегося к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.
Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Программа предлагает освоение и таких видов техники как монотипия, граттаж (воскография), мокрым по мокрому, лессировка. Для работы в области лепки детям предлагают пластилин, глину и соленое тесто. Работая в области прикладного искусства, на стадии разработки эскиза, можно применять гуашь, акварель, мелки, тушь, перо; а для аппликации, например, цветную бумагу, кусочки ткани, фольгу.
В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.
В работе должны быть задействованы по возможности все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства: от объемной формы (лепка) к плоскостной форме в разных вариантах (графика, живопись). Например:
превращение плоскости (листа бумаги) в объем (оригами, бумажная пластика),
совмещение в одном объекте объемных и плоскостных форм (коллаж),
выявление связи изображения с ритмикой тела с помощью таких упражнений, как рисование двумя руками,
рисование заданными графическими приемами,
выявление связи изображения и осязания (рисунки, созданные с помощью отпечатков пальцев, ладони), а также слова и изображения, перформанса и изображения.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выставки, когда работа детей по конкретной теме развешивается на стенах или раскладываются на полу. Основными критериями оценки детских работ являются личностное отношение, точность и совершенство выражения.
В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнения различных художественных решений. В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.
Учебное помещение должно иметь свободное пространство для игр и перформанса. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения. Желательно, чтобы в классе были DVD проигрыватель, проектор и магнитофон.
Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать учитель посредством инструктажа-показа.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.