Бланк фиксации результатов (16 fp)
Ф.И.О.__________________________________________________ Дата________________
Возраст _________________________________________________ Пол_________________
Первичные факторы
MD = ____________ FB = ____________
Личностный профиль
Фактор | Баллы | Стены | ( - ) | Стены | ( + ) | |||||||||
A | Шизотимия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Аффектотимия | ||
B | Низкий интеллект | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Высокий интеллект | ||
C | Слабость "Я" | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Сила "Я" | ||
E | Конформность | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Доминантность | ||
F | Десугенсия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Сургенсия | ||
G | Слабость "Сверх Я" | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Сила "Сверх Я" | ||
H | Тректия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Пармия | ||
I | Харрия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Премсия | ||
L | Алексия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Протенсия | ||
M | Праксерния | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Аутия | ||
N | Безыскусственность | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Искусственность | ||
O | Гипертимия | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Гипотимия | ||
Q1 | Консерватизм | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Радикализм | ||
Q2 | Социабельность | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Самодостаточность | ||
Q3 | Импульсивность | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Контроль желаний | ||
Q4 | Нефрустрированность | · | · | · | · | · | · | · | · | · | · | Фрустрированность |
FЭ = 7A + 4F + 5H – 3Q2 = ______________________________________________________________
FТ = -4C + 3L + 3O + 5Q4 = _____________________________________________________________
Обработка данных
Обработка результатов начинается с выявления каких-либо нарушений в бланке, делающих его непригодным для обработки. Обработка осуществляется с помощью специального ключа. Подсчитывается сумма баллов по каждому фактору в соответствии с ключом. Затем полученные баллы переводятся в шкальные оценки (стены) в соответствии с нормативными таблицами. Полученные значения записываются в бланк фиксации результатов.
Таблицы перевода баллов в стены
Мужчины 16-19 года
Мужчины 20-24 года
Стены Факторы | ||||||||||
A | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 13-14 | 16-17 | 18-20 | |||
B | 0-3 | 12-13 | ||||||||
C | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
E | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-16 | 17-18 | 19-21 | 22-23 | 24-26 |
F | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
G | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 19-20 | |
H | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
I | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-20 | |
L | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 14-15 | 17-20 | ||||
M | 0-5 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-18 | 19-26 | |||
N | 0-3 | 4-5 | 8-9 | 12-13 | 15-20 | |||||
O | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-26 | |
Q1 | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-20 | |
Q2 | 0-5 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 18-20 | ||||
Q3 | 0-5 | 6-7 | 9-10 | 12-13 | 15-16 | 18-20 | ||||
Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-11 | 12-14 | 15-16 | 17-19 | 20-21 | 22-26 |
Мужчины 25-33 года
Мужчины 34-45 лет
Мужчины 46-60
Женщины 16-19
Женщины 20-23
Стены Факторы | ||||||||||
A | 0-5 | 6-7 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 16-17 | 18-19 | |||
B | 0-3 | 8-9 | ||||||||
C | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | 21-26 | |
E | 0-2 | 3-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | 21-26 |
F | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-26 |
G | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 13-14 | 17-18 | 19-20 | |||
H | 1-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13-16 | 17-19 | 20-22 | 23-26 | |
I | 0-7 | 9-10 | 11-12 | 14-15 | 18-19 | |||||
L | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 13-14 | 16-17 | 18-20 | |||
M | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 13-14 | 16-17 | 18-26 | |||
N | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | |||
O | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | |
Q1 | 0-1 | 2-3 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 13-14 | 15-20 | |||
Q2 | 0-5 | 6-7 | 11-12 | 16-20 | ||||||
Q3 | 0-5 | 7-8 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | ||||
Q4 | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-23 | 24-26 |
Женщины 25-33
Женщины 34-45
Стены Факторы | ||||||||||
A | 0-5 | 7-8 | 9-10 | 12-13 | 14-15 | 17-18 | 19-20 | |||
B | 0-2 | 11-13 | ||||||||
C | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | |
E | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
F | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 |
G | 0-8 | 9-10 | 13-14 | 16-17 | ||||||
H | 1-2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-11 | 12-15 | 16-17 | 19-22 | 23-26 | |
I | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 19-20 | ||||
L | 0-4 | 5-6 | 8-9 | 11-12 | 14-15 | 17-20 | ||||
M | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 18-26 | |||
N | 0-5 | 7-8 | 10-11 | 13-14 | 16-17 | 18-20 | ||||
O | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 | |
Q1 | 0-2 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 14-20 | |||||
Q2 | 0-5 | 7-8 | 10-11 | 13-14 | 15-16 | 18-20 | ||||
Q3 | 0-6 | 8-9 | 11-12 | 14-15 | 17-18 | 19-20 | ||||
Q4 | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-21 | 23-26 |
Женщины 46-55
Нормативные данные для шкал второго порядка
Формула экстраверсии (Fэ)
Полученный результат | Вторичные стены |
12 и менее | |
13-23 | |
24-38 | |
39-54 | |
55-70 | |
71-86 | |
87-100 | |
101-116 | |
117-129 | |
130 и более |
Формула тревожности (Fт)
Полученный результат | Вторичные стены |
-11 и менее | |
-10 - (-2) | |
-1 – 7 | |
8-19 | |
20-32 | |
33-44 | |
45-56 | |
57-68 | |
69-78 | |
79 и более |
Интерпретация результатов
Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друг с другом, а также с другими данными, и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого.
Этапы интерпретации результатов.
1. Анализ шкал валидности: шкала мотивационного искажения – MD и шкала «выглядеть плохо» - FB (за каждое совпадение с ключом – 1 балл).
2. Анализ шкал второго порядка: вторичные шкалы содержат обобщенную информацию о первичных факторах.
3. Описание факторов первого порядка: выделяются шкалы, набравшие самые высокие и низкие значения. Результат этого этапа выделение фактора или их комбинации, являющихся главными в интерпретации.
4. Поученные в ходе анализа данные объединятся с целью сформулировать заключение.
Шкалы валидности
В отличие от первичных факторов данные шкалы были созданы на основе отбора по критерию, а не на основе факторного анализа. Испытуемых просили сознательно искажать ответы в заданном направлении, а затем их протоколы сравнивались с неискаженными протоколами.
Шкала мотивационного искажения (MD) – стремление выглядеть в благоприятном свете. Когда оценка по шкале повышена, следует проверить несколько гипотез:
- испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, прием на работу);
- если испытуемый очень беспокоиться о том, каким он будет, по мнению окружающих;
- могут возникать высокие баллы при честном ответе, например, если человек поступает на религиозную службу.
Высокие баллы (10-14) по шкале MD приводят к повышенным значением первичных факторов, связанных с экстраверсией (фактор А) и понижением факторов, связанных с тревожностью (вторичный фактор).
Шкала «выглядеть плохо» (FB) – стремление выглядеть хуже, чем на самом деле. Создана для выявления ситуаций, когда испытуемые чрезмерно опечалены, озабочены своими неудачами, реальными или воображаемыми. Причинами повышенных значений (5-9) FB могут быть:
- демонстрация психологу своей дезадаптивности для получения помощи;
- депрессия и другие нарушения.
Описание первичных факторов
1. Фактор А: «замкнутость – общительность» | |
А- | А+ |
Шизотимия | Аффектотимия |
Обособленность, отчужденность, Уединенность, Сухой, холодный, беспристрастный, Скрытый, подозрительный, Ригидный, упрямый, Тревожный, осторожный, Сдержанный, Конфликтный. | Доброта, сердечность, Легкий в общении, Эмоциональный, мягкосередечный, Открытый, доверчивый, Гибкий, адаптивный, Беззаботный, импульсивный, Экспрессивный, Хороший характер. |
Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.
В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.
В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.
§ 1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.
§ 4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).
§ 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
§ 8-10 стенов - склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.
2. Фактор В: интеллект | |
B- | B+ |
Глупый | Умный |
Низкие общие мыслительные способности, Не может решать абстрактные задачи, Узкий спектр интеллектуальных интересов, Медленно обучается, Медленно соображает, Не доводит до конца, Необразованный | Высокие общие мыслительные способности, Может решать абстрактные задачи, Широкие интеллекутацльные интересы, Быстро обучается, Быстро соображает, Упорный, настойчивый, Образованный. |
Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.
§ 1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.
§ 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
§ 7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).
§ 8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.
3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» | |
C- | C+ |
Слабость «Я» | Сила «Я» |
Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. | Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность. |
Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).
Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.
В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).
Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.
§ 1-3 стена - имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
§ 4 стена - чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
§ 7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
§ 8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность» | |
E- | E+ |
Конформность | Доминантность |
Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. | Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь. |
Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.
§ 1-3 стена - уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.
§ 4 стена - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.
§ 7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
§ 8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.
5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность» | |
F- | F+ |
Десургенсия | Сургенсия |
Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. | Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах |
Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.
В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи - более низкие.
§ 1-3 стена - неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
§ 4 стена - трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;
§ 7 стенов - безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
§ 8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.
6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения» | |
G- | G+ |
Слабость «Сверх-Я» | Сила «Сверх-Я» |
Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. | Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. |
Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.
Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.
§ 1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.
§ 4 стена - пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.
§ 7 стенов - сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.
§ 8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
7. Фактор Н: «робость - смелость» | |
H- | H+ |
Тректия | Пармия |
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). | Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. |
Фактор H - четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.
Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.
§ 1-3 стена - застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.
§ 4 стена - застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.
§ 7 стенов - авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.
§ 8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
8. Фактор I: «жесткость – чувствительность» | |
I- | I+ |
Харрия | Премсия |
Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. | Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. |
Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика.
Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны.
Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность - высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим.
Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых.
Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм). В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности.
§ 1-3 стена - практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
§ 4 стена - сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности.
§ 7 стенов - слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.
§ 8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.
9. Фактор L: «доверчивость - подозрительность» | |
L- | L+ |
Алаксия | Протенсия |
Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. | Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении. |
Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) - protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которые относят к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именно с этим фактором. Полюс L- характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе.
В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму.
§ 1-3 стена - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.
§ 4 стена - доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.
§ 7 стенов - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.
§ 8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.
10. Фактор М: «практичность - мечтательность» | |
M- | M+ |
Праксерния | Аутия |
Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. | Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность. |
Картина этого фактора достаточно сложна. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.
§ 1-3 стена - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.
§ 4 стена - практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.
§ 7 стенов - человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.
§ 8-10 стенов - склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание