Видение и вера: двухколейная система
Прекрасный пример того, как мозг искажает визуальную информацию, можно увидеть на рис. 16.18. Здесь проиллюстрировано другое видимое постоянство размеров, которое можно было бы назвать постоянством понятия. Это постоянство, судя по всему, имеет высший приоритет, преобладая даже над постоянством размеров.
Рис. 16.18. Эти четыре фигуры идентичны по размеру
1. На рисунке четыре человеческие фигуры кажутся увеличивающимися в размере, а между тем они совершенно одинаковы! Убедитесь в этом, отметив на куске бумаги высоту самой левой фигуры, как показано на рис. 16.19. Затем ножницами по своим отметкам вырежьте мерку, чтобы левая фигурка укладывалась в нее (рис. 16.20). Теперь с помощью этой мерки проверьте размеры остальных фигур. Проверьте еще раз, если не верите своим измерениям. Мерка в данном случае служит глитчем, который заводит ваш мозг в логический тупик, из которого он не сумеет «выскользнуть».
2. Теперь переверните книгу вверх ногами. Сейчас — даже без использования мерки — вам, наверное, легче увидеть, что все фигуры одного размера.
3. Но, переворачивая книгу обратно в нормальное положение, вы видите, против своей воли, как дальняя фигура увеличивается, и преодолеть эффекты видимого искажения мозгом «реальной» информации не под силу почти никому — в том числе и художнику. Я предполагаю, что мозг «думает» примерно так: дальняя фигура, которая кажется одинаковой по размеру с соседней фигурой, должна быть намного больше, так как предметы кажутся меньшими на расстоянии. Это полезное представление. Проблема в том, что мозг, по-видимому, отказывается от своей привычной практики видеть сходные объекты (в данном случае речь идет о категории «человек, идущий пешком») как однородные по размеру и решает «видеть» дальнюю фигуру большей, чем она есть на самом деле, чтобы, опять же по-видимому, сделать понятие «правдивее правды». Переусердствовал! Видится не только то, что попадается на глаза
Рис. 16.19. Отметьте размер одной фигуры на листе бумаги
Даже знание истинного размера фигур не помогает преодолеть эффект постоянства понятия. Сходящиеся линии, создающие перспективу, и ощущение, что вы видите объекты в разных точках пространства, превалируют над постоянством размеров, и вы в целом не можете контролировать эти изменения размеров. Гораздо легче забросить в систему глитч — любой глитч, который окажется действенным и позволит вам «поймать» информацию, поступающую «извне». Измерительное устройство, которое вы только что использовали, очень полезно в этом смысле (хотя мозг может игнорировать даже непосредственные измерения!). А самым эффективным глитчем оказывается переворачивание изображения.
Но почему? Когда изображение перевернуто, понятия почти не затрагиваются: вот те же самые четыре фигуры, линии по-прежнему сходятся, как и подобает рисунку в перспективе. Почему же мозг сразу перестает искажать визуальную информацию только потому, что изображение перевернуто? Трудный вопрос. И нет нужды говорить, что невозможно решить это затруднение, переворачивая вверх ногами весь мир или стоя всю жизнь на голове. Более того, постоянство восприятия необходимо для повседневной жизни, поскольку оно позволяет упростить сложную визуальную информацию до такой степени, чтобы ею можно было управлять.
Рис. 16.20. Вырежьте мерку по размеру одной фигуры и измерьте остальные фигуры, прикладывая к ним вырезанную мерку
Выражаясь по-другому: «...он страдал от затвердения категорий».
Эрин Бума «Уорлд стьюдент тайме»,1982
«Мне начинает казаться, что мы имеем, выражаясь словами Кейта Гундерсона, "непривилегированный доступ" к тому, что происходит в наших мыслях. Мы ошибаемся даже в определении того, о чем мы думаем».
Дэниел Деннет в диалоге с Джонатаном Миллером «Искусственный интеллект и стратегии психологических исследований», 1983
Но бывают ситуации, когда вы должны каким-то образом отринуть то, что вам нашептывает ваш мозг, — игнорировать его, не прислушиваться к его подсказкам — иначе вы будете видеть то, чего на самом деле нет, или не сумеете увидеть то, что есть. Достичь такого контроля над своим мозгом важно и для рисования, и, я уверена, для стадии Насыщения творческого процесса, где информация, поступающая как в Л-, так и в П-режиме (как сознательные понятия, так и подсознательное восприятие) должна слиться в единство видения. Творческий человек, как и художник, действительно должен видеть иначе.