Рисование аналогий из образного мышления
В следующем упражнении мы воспользуемся техникой «чистого контурного рисования» для дальнейшего уточнения краев рассматриваемой проблемы и насыщения мозга метафорически-аналоговыми связями с проблемой и реальным объектом.
«Способность среднего человека создавать метафорически-аналоговые связи между очень не похожими областями переживаний была много лет назад продемонстрирована в забавной форме гештальт-психологом Вольфгангом Колером: он попросил испытуемых сопоставить два бессмысленных слова "малума" и "тукати" с двумя абстрактными фигурами, показанными внизу. Испытуемые все как один связали малуму с А, а тукати — с В».
Мортон Хлнт, «Вселенная внутри», 1982
Рис. 14.2. Два примера «чистого контурного рисования», выполненные студентами Махендрой Патель и Мике Сурико
Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.
1. Сложите подле себя несколько произвольно выбранных предметов: лист растения, скомканный кусок целлофана или фольги, раковину, карандаш, цветок, древесную щепку или, следуя Олдосу Хаксли, можете наблюдать за складками одежды, которая на вас надета. Сгодится любой объект, чем сложнее, тем лучше. (Подойдет даже книга с фотографиями, особенно с фотографиями сложных природных объектов, вроде той, что показана на рис. 14.3.)
2. Прикрепите к столу лист бумаги.
3. Установите таймер на десять минут. Убедитесь, что вам никто не помешает. При необходимости заприте дверь!
4. Положите руку с карандашом на бумагу и отвернитесь, чтобы не иметь возможности видеть рисунок.
5. Вспомните свою «проблемную аналогию». Воссоздайте ее мысленным зрением. Вспомните «аналогии-жесты». Также воссоздайте их перед мысленным оком один за одним, одновременно рассматривая в мыслях свою проблему. Разум способен сделать это очень быстро, в одно мгновение.
Рис. 14.3. Морская анемона Epiactris pmlifera.Фото Юджина Козлова, 1973.
Из книги «Морская жизнь тихоокеанского побережья»,1973
В своей вышедшей в 1954 г. книге «Двери восприятия» английский писатель и философ Олдос Хаксли описал воздействие наркотического препарата мескалина на восприятие им обычных вещей — в данном случае, складок фланелевых брюк. Он увидел складки как «живые иероглифы, которые каким-то необычайно выразительным образом отражают непостижимую тайну абсолютного бытия... Складки моих серых фланелевых брюк наполнились "сутью"».
6. Затем сконцентрируйтесь на каком-то одном аспекте проблемы, на том, что вам, возможно, представляется особенно интересной или озадачивающей деталью.
7. Выберите один из предметов. (В принципе, годится любой; П-режим исключительно гибок и ловок в отыскании аналогий.) Спросите себя: «В каком отношении проблема, над которой я работаю (или ее часть) похожа на этот предмет?» Будьте терпеливы — дайте своему (правому) мозгу поиграть с этой идеей. Постарайтесь рассмотреть проблему и объект так, словно они связаны воедино, словно объект является метафорой для проблемы. (Несколько фривольный пример на рис. 14.4 демонстрирует такую аналогично-метафоричную связь.) Концентрируйтесь на том, что вас смущает в вашей проблеме, и одновременно на выбранном предмете. Затем направьте внимание на одну конкретную деталь объекта. Фокусируйтесь на краях этой детали — на крае лепестка или на линиях узора на раковине, на какой-то части любого предмета, который вы рассматриваете.
8. Начав рисовать, ни в коем случае не смотрите на рисунок. Медленно, с одной и той же скоростью передвигайте взгляд и карандаш, регистрируя все, что видите. В мыслях при этом продолжайте концентрироваться на том, что смущает вас в вашей проблеме: не давайте мыслям рассредоточиваться. Обследуйте любые намеки, любые связи, которые возникают в мозгу, пока вы рисуете. Ваша цель — достичь хотя бы легкого проникновения в какой-то из аспектов вашей головоломки, в какую-то выпирающую из нее деталь. Обязательно продолжайте рисовать, пока не прозвонит таймер.
«Предметная аналогия — это процесс, в результате которого обычные предметы дают нам ответы на наши проблемы. Иногда решения лежат у нас под самым носом. Карандаш — пример того, как предметная аналогия может способствовать творческому мышлению.»
Из книги Курта Ханксл и Джея Парри «Разбудите своего творческого гения», 1983
Проблема:как улучшить семейную жизнь?
Рис. 14.4. «Звездный путь», менеджмент и мозг
Левое полушарие
Рис. 14.5. Метафорическая аналогия менеджмента.
Теория менеджмента «Путешествие к звездам» изложена в работе Вайно Суоянена «Менеджмент и человеческий разум», 1983
Вы заметите, что поначалу ничего вроде бы не происходит, и Л-режим опять начинает протестовать, выплескивая свои логические аргументы, что это «абсурд, пустая трата времени» и т. д. и т. п. Не обращайте внимания на эти возражения и продолжайте рисовать. Мы рассчитываем не на большой инсайт, который придет позже, с Вынашиванием и Озарением, когда все данные будут составлены воедино, мы надеемся лишь на маленький шаг вперед, небольшое продвижение на пути к установлению новой взаимосвязи между головоломкой и всей проблемой. Пока ваша рука занята рисованием, мозг обрабатывает деталь как целую конфигурацию, которая находится во взаимосвязи со всей проблемой, глобальным понятием.
Теперь начинайте рисовать.
Когда закончите, повернитесь и рассмотрите свой рисунок. Вы вновь увидите странные и красивые линии, свойственные «чистому контурному рисованию». Посторонний человек, конечно же, не поймет, что вы рисовали — из-за особенности процедуры чистого контурного рисования. Тем не менее этот рисунок имеет огромную ценность — он становится визуальной связью, метафорой, своего рода талисманом, означающим ваше проникновение в края рассматриваемой проблемы. Чтобы закрепить это в памяти, запишите в качестве названия или комментария под рисунком, что вам удалось понять, увязав это с названием предмета, который вы рисовали.
«Отыскивая сходства между удаленными друг от друга предметами или идеями, метафорически-аналоговое мышление открывает новые пути для мыслей и, значит, для творческого решения проблем.
Если непохожие вещи на самом деле в некоторых отношениях похожи, возможно, они похожи и в других отношениях; это и есть смысл аналогии. Мы преследуем мысль и находим несколько значений, новое понимание и часто новые решения старых проблем».
Мортон Хант «Вселенная внутри», 1982
Например: «Кленовый лист: теперь я вижу, что...» или «Теперь я понимаю, что должен поглубже заглянуть в...» и т. п. В качестве альтернативы вы можете записать несколько примечаний на самом рисунке.
Теперь внимательно рассмотрите свой рисунок со словесными примечаниями и запомните его. Отведите взгляд или закройте глаза; воссоздайте изображение перед мысленным оком. Если какие-то детали видятся смутно, еще раз посмотрите на рисунок и повторите процедуру. Помните, что в течение стадии Насыщения ваша цель — накапливать визуальные записи образов, связанные со словами, чтобы их можно было затем использовать в стадии Вынашивания.