Сфинксы во дворе Горного института

Еще два сфинкса находятся во дворе служебных зданий Горного института.

В легких кружевных накидках, смуглоликие, с диадемами на головах, они напоминают древнегреческих молодых красавиц. Когда-то они находились в самом здании Горного института.

Возможно, когда-нибудь эти «дворовые» сфинксы займут более достойное место в Петербурге.

Последние сфинксы Санкт-Петербурга

Весной 1995 года на набережной Робеспьера между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского появились два бронзовых сфинкса.

Они восседают друг против друга, очертаниями немного напоминая сфинксов из Древних Фив. Но если египетские сфинксы были установлены для украшения набережной, то последние петербургские сфинксы созданы скульптором М.М. Шемякиным как памятник жертвам политических репрессий сталинской эпохи. Место для них выбрано не случайно: на противоположном берегу Невы видна печально знаменитая тюрьма «Кресты». Вот почему мертвой стороной лика сфинксы обращены к тюрьме, а другой, живой, - к людям, приходящим к этому мемориалу. Сфинксы олицетворяют жизнь и смерть, торжество правды над ложью.

ДОПОЛНЕНИЯ

Сфинксы Санкт-Петербурга

 

Петербургские сфинксы давно стали символами города, на равных правах со шпилем адмиралтейства, "дворцовкой" и другими знаковыми достопримечательностями северной столицы. Древние существа неясного происхождения отлично "рифмуются" с белыми ночами Питера, когда все становится "прозрачным", призрачным, незнакомым и странным. Пять пар выбранных нами для обзора сфинксов Санкт-Петербурга, каждые со своим особенным характером, основательно "прописались" в архитектурной истории города.
Самыми первыми сфинксами, появившимися в Санкт-Петербурге, считаются те, которые сегодня украшают собой парадный двор Строгановского дворца, а раньше стояли у пристани загородной усадьбы Строгановых. Эти изваяния созданы вполне русским, но неизвестным скульптором в 18 веке. Выглядят существа "простовато" и как-то по-домашнему. Наверное поэтому, с ними связано очень простодушное поверье, о том, что погладившему одного из розовых гранитных зверей не нужно беспокоиться о сохранности своего имущества. А уж вы решайте сами, стоит ли легкомысленно относиться к этим молчаливым созданиям.
Сфинксы на Египетском мосту, рухнувшем в воду в 1905 и восстановленном в новом "упрощенном" виде, выглядят невозмутимыми и отрешенными, хотя именно их некоторые винят в истории с разрушением моста. Судить об этом не будем. Скажем лишь, что эти фигуры сфинксов "греческого" типа с женскими лицами были созданы скульптором Павлом Соколовым. В конце восьмидесятых годов одна из фигур пострадала в результате аварии грузовика, но была реставрирована и установлена на свое место. Сегодня женщины-львы охраняют скромный Египетский мост и очень будничные пейзажи его окрестностей, но, судя по выражениям лиц, относятся к этому вполне спокойно.
Близнецы сфинксов на Египетском мосту "прописаны" на набережной Малой Невки. Они - точная копия своих сестер. Отреставрированные к 2010 году фигуры, фигуры возвращены на свое "законное" место и сегодня считаются одним из культурных памятников города, "возвращенных к жизни".
Возможно, самые неканонические сфинксы (лучше все-же называть их просто львами) Питера стоят на Петровской набережной, как бы подчеркивая яркую эклектичность окружающих пейзажей: здесь и "космическая" станция метро "Горьковская", и строгая Петропавловская крепость, и Соборная мечеть. Словом необычный вид львов Ши-цза, привезенных из Китая, вполне соответствует атмосфере их нового "жилища". Изваяния, охраняющие набережную, являются парой: львом и львицей.
Ну и наконец мы подходим к самым загадочным сфинксам Санкт-Петербурга. Это настоящие египетские скульптуры, которым около трех с половиной тысяч лет. На Университетской набережной сфинксы были установлены в 1832 году, после того, как были куплены Андреем Муравьевым и доставлены в Санкт-Петербург из Александрии. Трудно сказать, что "чувствуют" древние создания на новом для себя месте (двести лет, по сравнению тремя тысячами - не очень много). Возможно, они пока еще только "присматриваются" к городу. Популярна легенда о том, что выражения лиц сфинксов меняются в течение суток. Однако, Университетская набережная - место умиротворенное и красивое. Возможно, ее хозяева и стражи уже "обживают" новое место. Пожелаем им всего наилучшего, а вам - интересных прогулок по Санкт-Петербургу!

Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.

Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства. В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.

Сфинксы на Университетской набережной

Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста. Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.

Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.

Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.

Наши рекомендации