Медитация на свою внешность (техника независимой привлекательности)
Внешность человека — это его несомненное достоинство. И если внешность не соответствует принятым стандартам — трудно извлечь из любования собой радость и обратить в капитал. К тому же умение видеть недостатки своей внешности — занятие полезное для саморазвития. В то же время, некритичное отношение к своей внешности попахивает нарциссизмом, состоянием, чреватым проблемами и тоже, кстати, протекающим по механизмам зависимости.
Тем не менее, полная сосредоточенность на внешности навряд ли приводит к заметным достижениям и, почти наверняка, завершается зависимостью. Чтобы не допустить этого, используйте предложенную медитацию всякий раз, когда Вы проявляете внимание к своей внешности и стремитесь её изменить.
Я больше чем моя внешность. Моя внешность — часть меня. Моя внешность — стимул к развитию способностей. Моя внешность — идеальна для приобретения способностей, необходимых для моей цели. Моя внешность — подарок для моей цели. Моя внешность достойна того, чтобы получить от неё радость. Моя внешность — моё достоинство. Моя внешность помогает мне поставить на первое место то, что во мне наиболее привлекательно, развить то, что во мне наиболее ценно. Моя внешность — моя индивидуальность. Она вне стандартов. Мне не нужно преклонение перед внешностью. Мне нужно преклонение перед собой.
Моя внешность излучает обаяние. Моя внешность излучает достоинство.
Я люблю свою внешность. Моя внешность — достойна восхищения и любви тех, кто видит во мне главное. Моя внешность притягательна для избранных. Моя внешность отсеивает тех, кто не понимает меня. Моя внешность — помощник в отбрасывании тех, на кого не стоит тратить времени и сил.
Escape № 6 — Homo plenus "Человек наполняющийся или зависимость от пищи"
…пусть стол ваш станет алтарем…
Когда вы надкусываете яблоко, скажите ему в своем сердце:
«Твои семена будут жить в моем теле,
Бутоны твоего завтрашнего дня распустятся в моем сердце,
Твой аромат станет моим дыханием,
И вместе мы будем радоваться во все времена года».
Джебран Халиль Джебран
Зависимость, которая будет рассмотрена в этом разделе, занимает особое место. Из всех аддикций, только при ней в качестве средства бегства от реальности используется то, что абсолютно незаменимо для жизни от начала до самого конца. Это пища. Т. е. пищевая аддикция основана на особом, извращённом типе питания. Питание — не просто незаменимая часть жизни. Это ещё и значительная, постоянная её часть. Независимо от желаний и отношения к питанию, любой человек посвящает ему в среднем восьмую часть бодрствования в течение всей жизни. Это делает питание обязательной и незаменимой частью реальности человека, а, значит, во многом определяет, как эта реальность устроена и каких целей человек достигает в такой реальности. Именно поэтому питание так часто выступает в качестве средства формирования зависимости.
Помимо популярности процесса питания в изменении реальности, это также достаточно эффективное средство. Эффективность связана с тем, что при помощи питания можно достаточно успешно изменять свою цель и свою реальность. Т. е. только при помощи питания, без привлечения других средств, человек может регулировать цель, которую он достигает и реальность, в которой эта цель достигается.
В норме цель, которой посвящено питание, вытекает из главной жизненной цели человека, способствует её достижению. Т. е. цель питания — давать пищу, топливо для достижения жизненной цели. Соответственным образом человек выстраивает свою реальность, «помещая» в неё то, что помогает достижению цели. И питание в такой реальности занимает своё место — достойное, но не главное. Отклонения в питании — это всегда следствие отклонения в определении и достижении своей главной цели. При этом место питания во внутренней реальности человека изменяется.
Если человек определяет цель и средства её достижения правильно, это придаёт его внутренней реальности определённые качества. Прежде всего, реальность человека при такой цели ощущается яркой, наполненной, действия в такой реальности приносят радость. Т. е. истинная цель «наполняет» жизнь человека. Если человека не устраивает то, что он имеет в качестве жизненной цели, если его цель неверна, то внутренняя реальность оказывается «пустой». В ней нет того, что нужно человеку. Пустота заполняет все сферы существования, и жизнь перестаёт приносить радость, становится «тусклой», «пресной». Подобные кардинальные изменения внутренней реальности связаны с особенностями восприятия цели и её значением в построении внутреннего мира.
Процесс достижения цели для любого человека сопровождается ощущением притока сил и состоянием понимания, правильности происходящего. И то и другое — строительный материал для достижения цели. Если человек находится вне этого процесса, то у него быстро наступает энергетический голод (нет сил) и информационный голод (нет смысла, правильности). Эмоциональный и информационный голод — это «недостаток чего-то важного», голод неправильных эмоций и информации.
Внутренняя реальность человека — то, что существует только для него, строится им самим. Её структура — энергоинформационная. Т. е. человек создаёт её из информации, которую содержит его сознание при помощи внимания, воли, эмоций и прочих психических процессов, которые можно для краткости назвать «силой» или «энергией».
Энергетический и информационный дефицит приводит к построению «куцей» внутренней реальности. Это воспринимается как «пустота», «серость», «бесцветность» жизни. Такая внутренняя реальность ощущается как «недостаточно снабжённая питанием». Именно поэтому любые проявления и сигналы «нехватки» цели могут восприниматься организмом как голод. Значит, они могут притупляться за счет пищи. В итоге, одним из быстрых способов заполнения пустоты и получения удовольствий становится еда. Можно сказать, что голод по цели удовлетворяется пищей. Вместе с этим мгновенно корригируется реальность, становясь комфортной. Это во многом связано и с тем, что питание — значительная часть жизни по времени. Затрачивая время жизни на питание человек «занимает себя делом». Это также связано и с тем, что желудок — самый древний наш орган, а значит его ощущения для нас — самые глубокие, правдивые. Именно так восприниматся всё, что касается истинной цели. Потому ощущения от желудка создают иллюзию близости к цели.
Заменять цель едой значительно легче, чем действовать в поиске цели. Более того, эту имитацию можно перевести в привычку и сочетать с просмотром телевизора и чтением газет. Тогда телевизор и газеты дополнят долгожданное ощущение «наполнения» информационным «пиршеством». В том, что этот способ коррекции внутренней реальности допустим, регулярно подтверждает реклама. Она давно лишила пищу её значения, превратив процесс питания в игру, престиж, предлагая восполнить питанием все те дефициты, которые возникли в реальности человека из-за отсутствия цели.
Помимо того, что цель может отсутствовать, могут быть и другие причины для того, чтобы реальность человека не устраивала, была дискомфортной, «болезненной». К таким причинам относится, например, утрата цели или её дискредитация, разочарование в цели. Это чаще искажает внутреннюю реальность и приводит к неадекватному пищевому поведению. Подобным изменением цели для женщин становится утрата объекта для построения отношений — при разводе или, наоборот, после «завоевания», когда цель достигнута, и можно расслабиться. Для мужчин это неуверенность в работе, нежелание работать на конкретной работе, зависимость от работы. Именно поэтому зависимость от работы часто сочетается с зависимостью от пищи.
Следующая причина появления дискомфорта в реальности человека — угроза, связанная с достижением цели. Имеется в виду значительная угроза, которая ставит цель под сомнение. Такое состояние возникает в нескольких вариантах. Либо человек утрачивает имеющиеся у него возможности для достижения цели. Либо эти возможности ставятся под сомнение, их нужно доказывать (другим людям или себе самому). Обычно это происходит во время любых кризисных и переходных жизненных ситуаций. Таких ситуаций много и они индивидуальны. Это может быть переходный возраст, когда внутренняя реальность человека меняется из-за смены цели при переходе на другой уровень развития. Ещё одна причина — появление соперника за любовь и внимание. Это может произойти при рождении младшего ребёнка в семье, появлении любовника у супруга, в ситуации испытания (экзамен, новая работа), при переезде. И утрата, и угроза утраты цели ставит человека перед выбором. Он может отстаивать прежнюю цель или искать новую цель. Но проще сделать вид, что «ничего не произошло» и попытаться поменять внутреннюю пустоту на суррогат. Для этого с детства при боли, болезни или потерях для успокоения используется пища.
Есть ещё один, очень распространённый вариант изменения цели. При нём полнота сама становится средством для достижения цели. При этом сама цель, как правило, человеком не осознаётся. В то же время отрицать её нельзя. Ведь, всё, что у человека есть, в том числе полнота, им заработано, а значит, зачем-то нужно. Эта скрытая цель, как и любая явная, чётко связана с получением удовольствия, награды с одной стороны и бегством от наказания, страдания — с другой. В детстве это цель соответствовать ожиданиям родителей — быть «очаровательной пухлой игрушкой», «послушным ребёнком, который всё съел». Противоположная детская цель — протест тотальному контролю родителей.
Вообще, для людей, страдающих пищевой аддикцией, характерны общие особенности взаимоотношений в семье. Эти особенности создают базу для формирования разнообразных скрытых целей, достижение которых требует наличия полноты. Такие дети, как правило, имеют как минимум одного деспотичного, принципиального, контролирующего родителя, который предъявляет очень высокие требования кповедению, учёбе ит.д. Одновременно родитель игнорирует желания ичувства ребёнка. Родители не участвуют в жизни ребёнка или их участие формально, неконструктивно, деспотично. Для ребёнка в такой семье типично чувство одиночества, отсутствия понимания, эмоциональные конфликты с родителями. Помимо этого в семье очень часто имеются традиции питания с акцентом на вкусную, обильную, калорийную пищу, культом еды принуждением копределённому питанию в семье. Очень часто родители имеют лишний вес или какую-либо форму зависимости.
В таких ситуациях ребёнка буквально подталкивают к тому, чтобы использовать полноту как инструмент изменения своей реальности. Он пытается вывести из-под деспотической цензуры родителей хотя бы свой внешний облик. Он может при помощи наращивания веса обратить на себя внимание при недостатке любви родителей или «проверить» любовь родителей, не исчезнет ли она при его внешнем видоизменении?
Взрослея, человек привычно использует полноту. Однако цели, для достижения которых она нужна, усложняются. У женщин и мужчин эти цели отличаются. Более характерная для мужчин цель — приобретение «заметности», «солидности», «веса», «авторитета» в профессиональном плане. Это неосознанно приводит к набору внешнего веса. Особенно часто это происходит тогда, когда человек предпочитает выбор способов, основанных на внешний эффект, выигрышную позу. Ещё одна цель может присутствовать как у женщин, так и у мужчин — человек доказывает себе, что достигнет жизненного успеха при помощи интеллекта, карьеры, а не из-за «презренной внешности» — и теряет внешность, «забывает о ней». А когда внешность начинает страдать, «наказывает» её ещё больше, за то, что она «не помогает» в карьере.
Цели, которые достигаются женщинами, более изменчивы и в основном завязаны на особенностях отношений с мужчинами. Для женщин, не желающих отношений, типична цель «отпугнуть» мужчин, их «грязные сексуальные домогательства». Это касается как тех, кто против завязывания отношений, так и тех, кто хочет избавиться от имеющихся отношений. Нередко эта цель не осознаётся самой женщиной. Ещё одна близкая цель — наказание за имеющиеся отношения. Себя, за недостаточные способности их строить («пусть будет ещё хуже»), недостойного мужа за несоответствие ожиданиям («он большего не заслужил»).
Но полнота — не только борьба с отношениями. Нередко при её помощи женщина хочет сохранить имеющиеся отношения. Женщина намеренно ухудшает свою внешность, чтобы выглядеть беспомощной — «Я всё отдала тебе, стала беспомощной и ненужной, теперь ты обязан быть со мной». В других случаях она устраняет повод для ревности, «успокаивает мужа» своей «ненужностью».
При помощи полноты женщина может испытывать отношения на прочность, убеждаться в истинности любви мужа — будет ли он любить жену при изменении внешности. Обычно в детстве такие женщины устраивали аналогичные испытания, проверки чувств родителям при помощи различных проказ.
Ещё один вариант, при котором полнота призывается на помощь, связан с тем, что отношения перестают быть целью. Это происходит чаще всего, когда женщина выходит замуж и, особенно, рожает ребёнка. Она считает, что отношения «получены», мужчина «завоёван». Цель достигнута, а значит «можно успокоиться». Теперь целью становится материнство. Женщина старается изменить свою реальность под новую цель, подогнать тело под более образ матери, женщины с ярко выраженными формами, «плодородной и спокойной хранительницы очага, тихой заводи».
Проявлением утраты цели и последующего неадекватного пищевого поведения, строящего новую реальность, является так называемая булимия. Её спутник и последствие — ожирение. Это финал зависимости от еды. Любое ожирение — замена внутренней пустоты или компенсация эмоциональной изоляции. Человек создаёт прослойку жира, оборонительный ров между собой и миром — как внешним, так и внутренним. Как правило, булимия приводит к ожирению в случаях сопутствующей генетической предрасположенности. Она определяется наследственным «бережливым» обменом веществ, который в условиях стресса и в период пищевого изобилия вызывает повышение отложения жира.
В свою очередь, уродливое изменение внешнего облика — дополнительный стресс, «требующий» компенсации, которая достигается только через переедание. И порочный круг зависимости замыкается… Если такой человек начинает ограничивать себя в пище с целью похудеть, у него возникает ощущение, что в жизни не хватает очень важного. Такой человек начинает ощущать дефицит удовольствий, положительных эмоций, жизненную пустоту. Круг замыкается с ещё одной стороны, и зависимость формируется окончательно.