Механизм формирования зависимости
Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них.
1. Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие.
Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того времени, когда человек отрицает часть самого себя. Это та область его внутренней или внешней реальности, которая по тем или иным причинам оказывается для него неприемлема, дискомфортна. Возникает так называемая диссоциация, разделение самого себя на «Я» и «не Я». Это уменьшает явления дискомфорта, боли. Такой механизм формируется с детства с целью выжить, обеспечить свою сохранность. Например, отторгается отсутствие любви со стороны родителей, болезни, уничижающие оценки и т. п.
В результате человек теряет контакт с той частью реальности, которую отвергает, перестаёт ей доверять. Он отказывается воспринимать не только сигналы, извещающие о дискомфорте, но и сигналы о потребностях. Т. е. часть реальности человека оказывается изгнанной, её голос игнорируется, она лишается возможности сообщить о своих целях и своём состоянии.
2. Изоляция внутренней реальности. Каждый человек стремится к отношениям, к тому, чтобы открыть свою реальность другому и разделить себя, свою жизнь с любимым человеком. На пути сближения с другими людьми человек рано или поздно осознаёт, что он имеет свою собственную миссию, которую нельзя разделить ни с кем. Это означает одиночество при негативном восприятии.
Для избежания одиночества человек пытается слиться, раствориться с другими. Так он не только и не столько приобретает общность с кем-либо, он, прежде всего, разрушает собственную уникальность. Он уничтожает свою реальность, чтобы освободиться от миссии — главной причины одиночества. Для этого нужно передать свою реальность во власть другому человеку.
Но слияние и диссоциация приводят к полной зависимости в формировании собственной реальности от того, что человеку предлагает выбранный партнер или группа. Человек лишается настоящих отношений, он следует навязанным требованиям. Всё, что человек получает — ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту. И для «залатывания дыр» реальности чаще всего используется психоактивное вещество или зависимое поведение.
Стадии развития зависимости
В развитии любой формы зависимости имеются общие закономерности. Научная наркология выделает три стадии этого процесса. Здесь эти стадии описаны с учётом представлений об искусственной реальности, на которых базируется книга.
Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная.
Стадия включает два синдрома. Каждый синдром — это группа взаимосвязанных признаков. Первая группа признаков — синдром измененной реактивности. Вторая группа — синдром психической зависимости. Синдром измененной реактивности на первой стадии проявляется тем, что человек всё проще и безболезненнее переживает уход от самого себя. Пребывание в чуждой реальности сопровождается всё меньшими и меньшими побочными эффектами. Человек «привыкает» быть вне самого себя без негативных последствий. У него возрастает способность переносить нефизиологическое состояние всё дольше, сильнее, чаще, регулярнее. Возрастание «дозы» чуждой реальности называется изменением толерантности. Возрастание частоты бегства в такую реальность называется изменением формы потребления.
Синдром психической зависимости на первой стадии включает два основных проявления. Первое — психическая потребность в искусственной реальности. Второе — возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности.
Потребность может человеком осознаваться или быть неосознанной. Она приобретает форму влечения, а само влечение очень похоже на стремление к достижению цели. В результате такой признак зависимости как «влечение» не всегда просто отличить от тех переживаний, которые возникают у человека, стремящегося к собственной цели. В отличие от зависимого влечения, влечение к себе характеризуется осознанностью цели, свободой выбора, постоянным, непрерывным, а не приступообразным, импульсивным движением, развитием возможностей, совершенствованием. Влечение при зависимости противоположно.
Можно выделить два типа психической зависимости: позитивный и негативный. При позитивном типе в искусственной реальности привлекает прежде всего нечто приятное, стимулирующее, улучшающее настроение. При негативном типе не так важно найти нечто хорошее, значительно важнее убежать от плохой, собственной реальности. Позитивная психическая зависимость наблюдается только на первой стадии.
Таким образом, первая стадия представляет собой этап приспособления человека к новым условиям. Он определяется постоянным выходом из своей реальности в искусственно созданную.
В МКБ — 10 начальной (первой) стадии зависимости соответствуют следующие диагностические критерии:
сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к переходу в искусственную реальность; сниженная способность контролировать сам факт, начало, окончание, глубину и частоту обращения к искусственной реальности, о чем свидетельствует регулярное обращение на протяжении периода времени, большего чем человек намеревался, безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать обращение; повышение толерантности к эффектам, вызванным пребыванием в искусственной реальности. Заключается в необходимости значительного повышения интенсивности погружения в искусственную реальность для достижения желаемых эффектов или в том, что хроническое погружение на одну и ту же глубину приводит к явно ослабленному эффекту; продолжающееся обращение к искусственной реальности вопреки явным признакам вредных последствий, при фактическом или предполагаемом понимании природы и степени вреда.
Вторая стадия. Она наступает, когда привыкание к существованию в чуждой реальности складывается полностью. Наступают качественно новые взаимоотношения между человеком и иной реальностью. Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь «в себя», он испытывает исключительно дискомфорт, причём не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность.
Это проявляется тем, что при выходе из искусственной реальности через какое-то время человек ощущает необходимость снова вернуться в состояние «вне себя». Это время, как правило, измеряется часами и отличается для различных форм зависимости и давности процесса. Первоначально это ощущается в виде психического дискомфорта, но затем возникает и физический дискомфорт. Это связано с тем, что организму для существования становится необходимым пребывание в искусственной реальности. Такое состояние особенно выражено при приёме наркотиков и называется абстинентным или похмельным синдромом.
Абстинентное состояние (синдром отмены) в МКБ — 10 определяется как группа признаков, возникающих при полном прекращении побегов в искусственную реальность после неоднократного, обычно длительного и/или глубокого погружения в данную реальность. Начало и течение синдрома отмены ограничены во времени и соответствуют той разновидности искусственной реальности, которую человек использовал для уклонения от своей жизни перед воздержанием. Синдром отмены облегчается последующим побегом в искусственную реальность.
Итак, вторая стадия зависимости связана с формированием качественно нового, стойкого состояния — физической зависимостью между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности.
Во второй стадии отмечается дальнейшее развитие синдромов первой стадии. Синдром измененной реактивности изменяется — постепенно искусственная реальность перестаёт быть настолько приятной, комфортной, как раньше. Изменяется восприятие самой искусственной реальности, оно становится более «загрязненным», искажённым. Снижается эйфория. Все защитные механизмы, которые раньше боролись за психику человеку, окончательно ломаются. Даже длительные и глубокие «уходы» в искусственную реальность не вызывают никакой защитной реакции отторжения.
Развивается и синдром психической зависимости. Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека «нет сил» нечто делать, и нет направления для деятельности. Он агрессивен, раздражителен. Подобная неудовлетворённость обычной действительностью маскирует психическую потребность, влечение к искусственной реальности. Больше всего влечение выражено при употреблении наркотиков, особенно опиатов. Однако, не смотря на меньшую внешнюю выраженность, психическое влечение точно также определяет направление поступков при любой из поведенческих, эмоциональных зависимостей, о которых пойдёт речь в книге.
Итак, в МКБ — 10 во второй стадии зависимости помимо тех признаков зависимости, которые соответствуют первой стадии, дополнительно присутствует, как минимум, один из двух оставшихся критериев: состояние отмены или абстинентный синдром; поглощенность, сосредоточенность на погружениях в искусственную реальность. Это проявляется в том, что ради погружения полностью или частично отказываются от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов, или в том, что много времени тратится на деятельность, связанную с погружение и на последующее восстановление от его эффектов.
Третья стадия. Это время полного психологического и физического истощения. Всё, что человек имел, приступая к формированию зависимости, он отдаёт для её жизнеобеспечения. Собственное существование не продуктивно, человек не испытывает никакой радости от жизни: ничто не интересует, ничего не хочется, исчезают импульсы, потребности. На этой стадии форма восприятия искусственной реальности продолжает изменяться. Человек воспринимает её не как приятную, комфортную, а как единственно возможную для выживания, обеспечивающую хоть какую-то жизнь. Снижается толерантность. Человеку не нужно глубоко уходить в искусственную реальность, поскольку он не слишком чётко осознаёт обычную жизнь, мало с ней связан своими действиями. Сама искусственная реальность уже перестаёт вызывать настолько интенсивное влечение как раньше. У человека нет сил на активный поиск этой реальности. Даже будучи лишённым возможности пребывать в искусственной реальности, человек не испытывает столь выраженных признаков отмены — абстиненции, как раньше. Роль пребывания в искусственной реальности сводится к «подстегиванию» истощенных систем, обеспечивающих хоть какую то жизнедеятельность. В поисках прежних комфортных состояний «прихода» и «кайфа» человек может искать новые формы зависимости.
В МКБ — 10 в третьей стадии зависимости помимо признаков синдрома зависимости, имеющихся в первой и второй стадиях, определяются признаки психических расстройств и стойкие нарушения со стороны тела; повышение толерантности сменяется снижением.
Критерии зависимости
· Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.
· Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.
· Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.
· «Туннельное» восприятие жизни, определённой узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.
· Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как «врагов», скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность, протекает по принципу игр детей 2–3 лет «не вместе, а рядом».
Альтернатива зависимости
Выбор, противоположный тому, который ведёт к зависимости, направлен на самого себя. Путь освобождения от зависимости — это путь к себе. Освобождение от зависимости — это рост, взросление, дорога к зрелости, оно возможно только тогда, когда человек имеет мужество обратиться к самому себе, хочет и пытается стать больше. Т. е. это путь, противоположный бегству в зависимость. Это длительный процесс выхода из иллюзий, возвращения к себе и путешествия внутрь себя. Он начинается с осознания ограничений своего выбора и поиска в себе того, ради чего можно свой выбор изменить.
Ведёт ли путь по направлению к себе и от зависимости к свободе? Противоположен ли он зависимости? Попытаемся кратко дать ответ на этот вопрос.
Противоположностью зависимости является независимость, понятие тождественное свободе. Т. е. зависимость противоположна свободе. Будет ли свободен человек, который выбору зависимости предпочитает выбор себя? Будет ли он независим от того, что его окружает? Истинная свобода — в выходе за пределы любых границ, она возможна только при слиянии с миром, из которого сотворено «всё», сотворён мир, Мироздание, Вселенная. Всё, что имеет некие ограничения, например — ограничения собственного тела, жизни, возможностей — является зависимым. Поскольку мы живём в материальном мире, то можно сказать, что это мир зависимостей.
Поэтому в движении к себе найти свободу так же возможно, как обрести бессмертие. Это происходит на пути выражения, «исчерпания» себя, т. е. на пути творчества. По сути дела это путь развития своей реальности, её расширения, совершенствования, полного познания. Он заканчивается растворением границ между своей реальностью и Универсумом, Вселенной, Миром, Абсолютом. И это та альтернатива, которая противоположна выбору зависимости. Именно поэтому, чем глубже человек познаёт и реализует себя, тем он свободнее — от себя.
Свобода для человека — это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.
Путь к освобождению от зависимости сопровождается нахождением цели своего существования и движением к этой цели. И любой зависимый имеет право на этот путь. Ведь его страдание, его зависимость — это индикатор, указывающий на неверный путь, а значит, это шанс изменить свою реальность, сделать её совершенной. Каждый зависимый уже прошёл тест, который указал на его способность совершать выбор против того, что является для него дискомфортным, чуждым. Он способен сделать этот выбор независимо от его цены, способен преодолеть любые препятствия в бегстве от дискомфорта. Всё, что ему нужно — осознать, что в поиске счастья и равновесия необходимо двигаться не от себя, а к себе, к тому, что ему нужно и хочется на самом деле. Тогда путь освобождения от зависимости перестанет напоминать зависимому дорогу лишений, страданий, тропу на эшафот. Каждый шаг будет вести к ранее неведомой радости, смыслу.
У каждого человека есть выбор между предназначением и зависимостью. Предпочтение зависимости на этом пути может стать именно тем опытом, который поможет за счёт понесённой утраты по настоящему прочувствовать цену собственной уникальности, значительности своего пути. Зависимость может стать шансом для ощущения своей избранности. И эта избранность будет найдена в поиске выхода из лабиринтов зависимости и последующего обретения себя. Не зря в китайском языке слова «кризис» и «возрождение, возможность» пишутся одним и тем же иероглифом.
Escape № 1 — Homo impetus "Человек азартный или гемблинг"
Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Артур Шопенгауэр
Одно из величайших несчастий, которые могут случиться с человеком, — выигрыш на скачках в юные годы.
Дэнни Макгурти
В этом разделе будет рассмотрена одна из самых серьёзных и разрушительных аддикций. Это зависимость от азартного поведения. Она проявляется неконтролируемым влечением к состоянию, которое возникает во время азартной игры. Человек стремится к новой, изменённой реальности, формирующейся во время азартной игры. Сам термин «гемблинг» образован от английского слова «gamble» и переводится как «рискованное предприятие, азартная игра». Иначе эта зависимость называется лудоманией (от латинского «ludo» — «играю»).
Гемблинг занимает особое место среди зависимостей именно из-за своих последствий. От него страдают преимущественно молодые, чаще успешные и нередко талантливые люди, которые быстро утрачивают свои способности, цели, приносят ущерб себе и своим семьям, часто совершают преступления на почве зависимости.
Считается, что аддикцию от азартных игр имеют примерно от 0,5 % до 1,5 % населения развитых стран с современным типом жизни. Однако, скорее всего, этот показатель занижен и людей, зависимых от азартных игровых реальностей намного больше. В указанное выше число вошли только игроки казино и прочих заведений для азартных игр. Но существуют и другие формы игровой зависимости, которые предполагают получение удовольствия от азартного, рискованного действия. Рискованной, азартной игрой нередко становится политическая, предпринимательская и финансовая деятельность (от биржевого или криминального бизнеса до участия в лотереях, пирамидах типа МММ). Зависимые от таких форм азартной игры встречаются значительно чаще, а последствия их действий для самих себя и других людей ещё более разрушительны. В то же время количество людей, которые признают свою зависимость от азартных игр проблемой, значительно меньше, чем реальное число зависимых. Это связано с особенностями зависимости вообще (отсутствие критики к своему состоянию), с отсутствием информации о гемблинге, как о проблеме и с отсутствием услуг по оказанию помощи при гемблинге.