Проиллюстрируйте постановку и решение воспитательных задач учителем на материале психологического анализа конкретного урока.
За основу возьмем фрагмент урока по математике. Одна из главных воспитательных задач, встающих перед учителем – преодоление сухости и формальности в преподавании математики, развитие интереса к предмету. Главный путь решения этой задачи – укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Рассмотрим некоторые задачи из одного из фрагментов урока (3 кл.) на котором решаются такие воспитательные задачи, как воспитание бережного отношения к книгам, воспитание уважительного отношения к труду, к истории:
№1 Один рабочий изготавливал за день 23 детали, а другой-21 деталь. Сколько деталей изготовят оба рабочих за 2 дня?
№2 На обучение каждого ученика школы государство расходует 80руб. в год.
Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству обучение учащихся вашего класса, вашей семьи. ( Данные задачи относятся к задачам о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом; воспитание уважительного отношения к труду. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнер).
№3 Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики 200 руб., русского языка 150 руб?
(Понятие “ бесплатные учебники” становится реальным, а не отвлеченным, если учащиеся на уроке подсчитают: а) стоимость учебников, полученных одним учеником; б) стоимость учебников для учащихся всего класса; в) стоимость всего тиража. Информация, полученная в результате подсчетов на уроке, запоминается надолго; воспитание бережного отношения к книгам.
№4 Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”. (Подобные задачи помогают формировать научное мировоззрение путем введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок и т.д.; воспитание уважительного отношения к истории).
Каждый учитель повседневно воспитывает культуру поведения учащихся и своим личным примером учит ответственному отношению к выполнению порученного дела.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.
ИЛИ
Урок литер. чтения. 3 класс, Д-Н.Мамин-Сибиряк «Медведко».
Воспитательная задача: воспитывать бережное и ценностное отношение к окружающему миру (животным).
Решение воспитательной задачи достигалось следующим образом: беседа с продуманной системой вопросов на этапе анализа худ. произведения (Почему барин и гимназисты решили оставить дома Медведко?; С какими проблемами столкнулся барин?; Почему же Медведко повел себя так?; Удалось ли приручить лесного зверя? Почему?); прием идентификации с героем (А как бы вы поступили на месте героя, взяли бы Медведко домой?; Чтобы вы посоветовали друзьям, если бы они решили взять в дом дикое животное?); составление цепочки слов и цитат из произведения чтобы показать учащимся отношение к животному в начале рассказа и в конце (забавный - зверюга и поганый зверь); использование приема сравнения (Какой прием использует автор при описании Медведко? (сравнение) С кем сравнивает? (с маленьким ребенком) А какой бывает маленький ребенок? (забавный, шаловливый)); использование творческого задания (Представьте что наш Медведко заговорил, подумайте и скажите, чтобы он мог сказать людям?).
33. Назовите, при каких условиях возможно эффективное усвоение учебного материала младшими школьниками на уроках? Проиллюстрируйте свои выводы примерами. Представьте фрагмент конспекта урока по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
I. Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.
Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л. В. Занкова, Ю. Н. Бабанского, В. П. Стрезикозина и др., являются поисковые методы; в начальных классах — частично-поисковый. Например, перед тем, как познакомить учащихся с родом имен прилагательных, учитель предлагает решить речевую задачу: «Как правильно сказать и почему: душист(ът, ая) карамель, сладк(ое, ий) яблоко, сочн(ая, ый) морковь, спел(ый, ая) помидор, крупн(ая, ый) картофель, весел(ыщ ая) спектакль?» В ходе совместного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что окончание имен прилагательных зависит от того, какого рода имя существительное; род прилагательного можно узнать по роду имени существительного, прилагательное мужского рода имеет окончание -ый (-ий), прилагательное женского рода — -ая (-яя), среднего — -ое (-ее).
II. Осознание существенных и несущественных признаков понятия.
Например, при первоначальном знакомстве с однокоренными словами и корнем выяснился следующий факт: в классах, в которых в качестве исходного материала использовались только бесприставочные слова, часть детей в выводе о -корне ошибочно отметила, что корень стоит в начале слова. В классах, в которых уже на начальном этапе работы были проанализированы слова с приставками и без приставок, указанной выше ошибки (ложного обобщения) не наблюдалось.
III. Включение нового понятия в систему ранее изученных.Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний учащихся.
IV. Наглядное изучение понятия. (схемы,таблицы,рисунки,презентация)
Фрагмент урока по математике «Что такое задача?»
«Учитель: Мы с вами очень часто используем на уроке слово "задача". Как бы вы объяснили, что это такое? Ученики: Задача - это то, что мы решаем на уроке математики. Задачи есть в учебниках математики. Мы их решаем в классе и дома. Учитель: Постараемся уточнить, что такое задача. Я вам в этом помогу. Подумайте, можно ли то, что написано на доске, назвать задачей? (На доске текст: "Сколько белых и желтых ромашек было в вазе?") Ученики: Нет, это не задача. Здесь не сказано, сколько было белых и сколько было желтых ромашек, а без этого задачу решить нельзя. Учитель: Измените, пожалуйста, текст так, чтобы он стал задачей.
Ученик: В вазе стояло шесть белых и семь желтых ромашек. Сколько всего ромашек было в вазе? Учитель: А теперь подумайте, что же обязательно должно быть в задаче?
Ученики: Условие и вопрос. Должно быть что-то известно, а что-то надо найти. Учитель: Правильно, в задаче должны быть известные и неизвестные данные. Посмотрите на доску. Можно ли это задание назвать задачей? (На доске текст: "Напиши название предмета, нарисованного на картинке (на рисунке изображено ведро)"). Ученики: Нет. какая же это задача, здесь нет чисел. Задачи бывают только на математике. Учитель: Не будем торопиться, подумаем, есть ли здесь известные и неизвестные данные. Ученики: Здесь известно, что нужно написать слово "ведро". А как правильно его написать неизвестно, надо думать. Учитель: Раз в этом задании есть известные и неизвестные данные, можно ли его назвать задачей? Ученики: Наверное, можно. Учитель: Кто теперь попробует объяснить, что такое задача? Ученики: Задача - это когда что-нибудь дано, известно, а что-то надо найти. Учитель: Попробуем еще уточнить. Как вам кажется, известное и неизвестное в задаче связаны между собой? Ученики: Да, известное нужно для того, чтобы искать неизвестное. Можно сказать, что задача - это то, где по известным данным надо найти что-то неизвестное. Учитель: Верно. Задача — это такое задание, в котором по известным данным надо искать неизвестное. А теперь подумайте, где вы встречаетесь с задачами, где вам по известным данным приходится искать неизвестное. Ученики: На уроках математики и русского языка. На уроках труда, вообще на всех уроках. Дома, когда делаем домашние задания. В магазине, когда что-нибудь покупаем. Дома, когда думаем, как поставить мебель, чтобы было красиво. В кружке, когда думаем, как сделать мягкую игрушку. Везде в жизни. Учитель: Верно! Молодцы! А где, по вашему мнению, взрослые встречаются с задачами? Ученики: На работе. Дома. Везде, когда что-нибудь делают. Приведенный фрагмент урока показывает, что знакомство со структурой задачи учитель начинает с математического материала, его связано с тем, что в сюжетной математической задаче нагляднее, чем в задачах, построенных на другом учебном материале, ее структурные компоненты. Строя беседу, учитель не старается дать учащимся знания и готовом виде, а постепенно подводит их к самостоятельному открытию новых для них сведений.
34. Выделите и обоснуйте условия формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте на примере первоклассников.
Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:преобладанием наглядно – образного мышления;склонностью к игровой форме деятельности;изменениями в социальном статусе детей;стремление детей к самостоятельности;необходимостью ощущения своей компетентности;острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;необходимостью
налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье;повышением самостоятельности.
Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:
1) использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;
2) использование игровых моментов на уроках;
3) занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;
4) использование групповых форм работы;
5) использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;
6) опора на имеющийся у детей жизненный опыт;
7) грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;
8) осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;
9) работа учителя с родителями;
10) гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.
35. Представьте психологическую характеристику учащегося начальной̆ школы.
Пример плана психолого-педагогической характеристики ученика:
1. Общие сведения об учащемся
2. Условия семейного воспитания
3. Учебная деятельность учащегося
4. Трудовая деятельность учащегося
5. Психологические особенности личности учащегося
6. Особенности познавательной деятельности
7. Общие психолого-педагогические выводы
Характеристика первоклассника с практики «Первые дни ребенка в школе»:
1. Общие сведения об ученике:
Ф.И. ученицы: Рощак Виктория
Дата рождения: 16 мая 2006.
Семья: полная. Родители, бабушка и дедушка. В семье Вика – единственный ребенок, но у нее есть двоюродная сестра-ровесница. Также есть домашнее животное: кошка Буся.
Состояние здоровья: удовлетворительное, но достаточно слабое зрение, поэтому Вика сидит за первой партой.
Внешний вид: Вика всегда опрятно одета, причесана. Одежда всегда выглажена.
2. Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:
До школы Вика посещала детский сад и подготовительные курсы в школе. Недостатков речи нет. Вика знает много стихотворений, быстро запоминает их. Она читала стихотворение о первом классе на торжественной линейке 1 сентября перед всей школой. Девочка знает буквы, достаточно хорошо умеет читать. Также Вика умеет писать буквы и слова, немного владеет рукописным шрифтом. Пишет ручкой. Знает цифры, умеет считать до 25 и обратно. Знает название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, трапеция). Умеет складывать и вычитать числа. Рисует красиво, аккуратно. Когда учитель дает задание раскрасить героя сказки, Вика сначала старательно обводит рисунок по контуру, за края не залезает. Рисовать очень любит. Знает и различает цвета. На уроке ведет себя активно, часто поднимает руку, иногда выкрикивает с места. При этом Вика – очень общительная девочка. На уроке часто разговаривала с соседкой по парте, громко смеялась, поэтому учителю пришлось пересадить ее.
3. Владение:
Вика владеет пространственными и временными представлениями: спереди, сзади, сегодня, завтра, вчера. Общественные представления развиты не очень сильно. На вопрос «где ты живешь?» Вика не смогла назвать адрес, но описала дорогу от школы к дому. Вика знает название улицы, на которой живет (Болотниковская), название нашего города. В городе Вике нравятся гулять, она очень любит гулять с бабушкой и дедушкой. На прогулках они ходят гулять к пруду, по аллеям, по паркам. У Вики хорошо развиты представления о природе: Вика знает, что сейчас осень, вслед за ней наступит зима. Знает большое количество названий цветов и деревьев. Также знает много животных, очень любит рассказывать о своей кошке. Отношение к труду положительное. На вопрос «зачем пришла в школу?» отвечает, что хочет узнать много нового и многому научиться. В детском саду и на подготовительных курсах Вика уже научилась читать, писать и считать, и теперь хочет поскорее решать примеры и читать тексты в учебниках. Вика скоро начнет ходить на танцы, танцевать она очень любит. К старшим относится уважительно. Очень общительная девочка, в классе знает многих: с некоторыми из ребят она вместе ходила в садик, с кем-то познакомилась на подготовительных курсах, а с кем-то – уже за первую неделю в школе. Дружит и с девочками, и с мальчиками. Вика – вежливая девочка, использует в своей речи «волшебные» слова: пожалуйста, спасибо и т.д. В столовой Вика не балуется, но громко смеется и разговаривает с друзьями. Любимый цвет Вики – розовый. Все школьные принадлежности Вики розового цвета: портфель, тетрадь, пенал, точилка, линейка и т.д. У Вики есть любимый мультфильм – Винкс, на многих учебных принадлежностях есть символика этого мультфильма.
4. Предложения и выводы о воспитании ребенка:
Вика – очень активный и подвижный ребенок. В школе ей очень нравится, учиться ей интересно, но девочке сложно долго сидеть на месте, она начинает разговаривать с соседом по парте, вертеться. Учителя слушает внимательно, всегда хочет ответить. Вика в достаточной мере подготовлена к школе, у нее хороший запас знаний. Внимание следует уделить дисциплине и умению вести себя на уроках.
36. Обозначьте психологические проблемы педагогического общения в начальной̆ школе (проблемы эффективности взаимодействия, диалога учителя и ученика, проблемы форм воздействия, формирования коммуникативных умений и пр.).
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. (Сластенин В., Исаев И. Педагогика).
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
* взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
* взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
* мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
* взаимодействие и организация совместной деятельности;
* разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
* взаимная удовлетворенность участников общения.
Взаимодействие учителя с учащимися- один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это может зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися) или его психологических особенностей.
Психологические проблемы/ барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, выделяет несколько видов барьеров: барьер боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу; барьер отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать автономно; барьер негативнойустановки на класс, которая может сформироваться, на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач ; барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником; барьер несовпадения установок –учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен; барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени); барьер подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная.
Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека. Кроме того, эта область затруднений выявляется в недостатке понимания стиля общения представителей других народов, что создает барьеры при соблюдении этикета общения. Трудности общения, относимые к этносоциокультурной области, преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он сможет контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников. Если же данный педагог личностно для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию.
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в общении могут возникнуть и в том случае, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявления им интереса. Индивидуально-психологическая область затруднений чаще всего служит причиной возникновения коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, аналогичных черт ученика и их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра– или интроверсия, локус контроля, особенности когнитивного стиля.
Деятельностная область затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. Затруднения в обучающей деятельности могут быть вызваны отсутствием связи между применяемыми методами обучения, их несоответствием возможностям учащихся или индивидуально-психологическим особенностям учителя.
Преодолеваются подобные затруднения постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма.
Однако были выявлены затруднения, возникающие в процессе педагогического общения:
1. Низкий уровень педагогического такта выражается в недостаточном умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т. ч. и конфликтных), не унижая достоинство обучающегося и не вызывая у него сопротивления воспитанию, что требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения, умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий.
2. Проявление в общении педагогом раздражительности, излишней эмоциональности.
3. Неумение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения обучающегося, на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние.
4. В процессе взаимодействия проявляется безразличие к мнению обучающегося (низкая заинтересованность), происходит подавление его инициативы.
37. Проанализируйте (обобщите) формы и методы работы с неуспевающими обучающимися на начальной ступени образования.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
Пути устранения неуспеваемости.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
- разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
-ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
-инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
- выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
38. Представьте и обоснуйте характеристику класса учащихся начальной школы как малой группы.
Малая группа – это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости.
Исходя из данного определения, класс можно назвать малой группой. Таким образом, класс как малая социальная группа:
• состоит из ограниченного, небольшого числа людей;
• возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением;
• наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием;
• определяет некоторые особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.
Мы можем отнести класс к малой группе, охарактеризовав взаимодействие людей в малой группе по А.И. Донцову:
1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников;
2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;
3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;
4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;
5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;
6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;
7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями;
8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.
39. Продумайте содержание консультации для родителей первоклассников по вопросам формирования первоначальных фонетических умений.
Важнейшее значение при обучении детей на первоначальном этапе придается развитому речевому слуху. Если у ребенка недостаточно развит речевой слух, то естественно, он будет испытывать трудности в общении. Не случайно поэтому в педагогическом процессе обучение первоклассников отводится большое место изучению фонетики и графики.
Велика роль усвоения фонетических знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников:
1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.
2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфографических норм). 3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, в частности, для правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений.
5. Знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного употребления его в речи.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая, голубой; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребенку, если у него есть речевые проблемы.
Итак, ваш ребёнок собирается в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у вашего будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребенок произносит звуки родного языка. Попросите ребенка повторить ряд слов с группой свистящих звуков.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Если ваш ребёнок нечетко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. Определить характер нарушений у ребенка может только специалист. После знакомства с вашим ребенком логопед подберет комплекс индивидуальных заданий, которые помогут скорректировать произношение. Сейчас же можно дать только общие рекомендации по развитию артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Лучше выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы можно было проконтролировать движение органов артикуляции. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.