Познакомьтесь с несколькими приемами работы учителя. Проанализируйте ситуации на основе программы формирования УУД.
1) Педагог говорит детям, что ему нужно много упражнений (задач и примеров) по языку или математике, однако оставить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения по языку такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках».
Приведённый пример способствует формированию таких УУД:
Познавательные общеучебные универсальные действия:
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Способствует развитию готовности к сотрудничеству с другими людьми, доверию к другим людям, коллективизма; ответственности за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми. Вызывает чувство сопричастности к педагогическому процессу.
2) Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение.
Приведённый пример способствует формированию таких УУД:
Личностные действия:
Смыслообразование – ради чего осуществляется д-ть.
Познавательные общеучебные универсальные действия:
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Способствует развитию готовности к сотрудничеству с другими людьми, доверию к другим людям, коллективизма; ответственности за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми.
3) Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные формулировки записывают на доске, и весь класс выбирает из них три - четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки.
Позволяет формировать ценностные ориентиры начального образования:
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать
партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и
действиям, ответственности за их результаты;
Приведённый пример способствует формированию таких УУД:
Познавательные общеучебные универсальные действия:
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Регулятивные действия:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения. Одновременно педагог сообщает учащимся: «На моем столе в пакетах лежат более сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти». · Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоятельного решения.
Приведённый пример способствует формированию таких УУД:
Регулятивные действия:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль;
— коррекция;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Способствуют ли приведенные примеры формированию УУД школьников, каких именно? Способствуют ли приведенные примеры формированию субъектности школьника?
Субъектность — базальная способность становления и развития личности, формирующаяся через усложнение видов, форм и качества человеческой активности. Данная способность представляет собой родовое качество людей как представителей человеческого вида. Она проявляется в следующих качествах: активность, самостоятельность, целенаправленность, осознанность, инициативность. Да, приведённые примеры способствуют формированию субъектности школьника, т.к. качества, в которых она проявляется, улучшаются.
18. В целях эксперимента был проведен опрос родителей учащихся 4 классов. Проанализируйте, какую информацию о характере общения детей имеют в своем распоряжении родители? · На вопрос « С кем из одноклассников дружит ваш ребенок?» ответили 45 %. На вопрос: «С кем из ребят – соседей дружит ваш ребенок?» ответили 65% родителей. · Но на вопрос « С кем встречается ваш ребенок в свободное от учебы и домашних занятий время?» ответили лишь 15 % родителей. · На вопрос «Доволен ли ваш ребенок своими отношениями с товарищами по классу, по школе?» ответили только 8% родителей. Почему сфера свободного общения детей стала в последние годы предметом многих исследований? Как полученную информацию можно применить в работе с родителями?
В настоящее время взаимодействие с родителями учеников, занимает высокое место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса школьных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям. Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей школьного возраста. Именно поэтому информацию полученную из данного исследования предпочтительно применить в работе с родителями. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду школьного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. Проанализировав данное исследование, мы можем сделать вывод о том, что большинство родителей не имеют представления о том с кем общается ребенок в свободное время. Также всего 45 % анкетируемых знают об отношениях детей с одноклассниками. После проведенного исследования, преподаватель начальных классов может привлечь внимания родителей к данной проблеме. Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают что работа учителя начальных классов не возможно без участия родителей обучающихся. Учителю необходимо создать условия для взаимного доверия между педагогом и родителями; использовать разнообразные формы работы с семьей; использовать индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
19. Познакомьтесь с несколькими обращениями учителя к учащимся. В чем Вы видите педагогическую целесообразность каждого из высказываний учителя? Какой стиль взаимоотношений с детьми складывается у данного учителя? · Вопрос интересный, но я не могу ответить вам сразу на него, надо посмотреть книги… Может быть, вы тоже загляните в энциклопедию (словарь), а завтра мы расскажем друг другу о том, что мы узнали? · Ребята, на днях Майя задала мне очень интересный вопрос, на который я не мог ответить сразу. Я почитал книги, спросил у одного специалиста и собрал любопытные сведения. Можно мне отнять у вас несколько минут и поговорить с Майей? Вам, может быть, тоже небезынтересно будет послушать, что я узнал… · Домашнее задание я вам сегодня не дам. Кто хочет, пусть сам задает себе задание, а завтра покажет нам.
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. У данного преподавателя с детьми складывается субъектно-субъектные отношения. Данные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Учитель, используя данные обращения, реализует принцип сознательности и активности обучающихся. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Мы видим, ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Используя данные обращения учитель использует такие методы, как побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов данного стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
20. Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит учителю. С помощью своих вопросов он побуждает детей выполнять различные мыслительные операции. Приведите примеры вопросов, которые побуждают к анализу, сравнению, обобщению, классификации явлений или предметов, конкретизации общих положений.
Вопросы на анализ: В чем причины? Каковы последствия? Почему произошло это? Почему пишем так? Какая главная мысль?
Вопросы на обобщение: Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Какое впечатление производит картина?
Вопросы на сравнение: Чем отличается (лето от зимы, дерево от кустарника)? Какие общие признаки? В чем разница между...?
Вопросы на классификации явлений или предметов: Что общее между …? По какому признаку отличается? Что лишнее на картинке? Чем похожи фигуры?
Вопросы на конкретизацию общих положений: Какой можно привести пример? Что имел ввиду автор?
21. Составьте технологический план проведения урока в соответствии с требования ФГОС НОО.
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
22. Докажите, что основные лейтмотивы педагогических трудов В.А.Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили это:
* гармония способностей и потребностей ребенка,
* стремление к обеспечению духовного становления личности ребенка,
* диалектическое единство личности и коллектива.
Амонашвили Шалва Александрович:
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Строится особое отношение к ребенку:
· это особое явление в земной жизни;
· носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
· в нем неограниченная энергия духа.
Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка. Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:
· любить ребенка;
· очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
· проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.
Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. "Мудрая власть коллектива" (В. А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
Сухомлинский Василий Александрович создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало. (ВИКИПЕДИЯ). Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало. «Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями». (Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина»).
23. На уроках в 1 классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, увидев на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».
Чем можно объяснить такие поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений в классе?
Такой тип жалоб детей взрослому возникает в ситуациях нарушения сверстниками ребенка различного рода правил. Эти жалобы – информация о других детях. Их-то взрослые и склонны более всего рассматривать как ябедничество. В них дети сообщают взрослому о поступках и проступках ровесников, не проявляя при этом, на первый взгляд, никакой личной заинтересованности. В них у детей как бы нет никакой “корысти” (“А у него ошибка» ) Сообщит ребенок нечто подобное, подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на его лице возникает выражение удовлетворенности.
Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном: у ребенка нет личной “корысти”. И нет желания принести вред сверстнику. На вопрос взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок, дошкольник в этом случае никогда не скажет: “наказать”, а скажет: “пусть так не делает”, “надо запретить так делать”, “Вы им объясните, что так нельзя”. И если взрослый все-таки предложит наказать тех, кто нарушает порядок, ребенок, сообщивший об этом, запротестует. “Не надо наказывать, надо сказать, чтобы так больше не делали”.
Жалуясь взрослому, школьник ищет у него сочувствия и сопереживания. И оно дает детям очень многое: и признание взрослым его чувств; и утешение малышу при одинаковом с ним отношении взрослого к обидчику; и помощь взрослого в ситуации, которую ребенок сам разрешить не может; и самое главное – уточнение, а порой и постижение того, по каким правилам и нормам взаимоотношений с окружающими людьми надо жить.
Если в жалобе ребенка выражается тяжелое переживание им ситуации, которую он сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания ребенка связаны с взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослого дошкольник постигает нормы нравственности и морали – то оставлять без внимания ребенка и его трудности просто нельзя. Взрослому следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к “доносам”. Взрослому следует помочь организовать взаимодействие со сверстниками... Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Взрослый должен принять участие в жалующемся ребенке. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.