Проанализируйте структуру двух уроков и раскройте особенности подходов к ее определению.
Комбинированный урок.
1. Организационная часть. Цель - создать рабочую обстановку (1-2 мин.)
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного (10-12 мин.)
3. Сообщение новых знаний (10-30 мин.)
4. Закрепление нового материала, установление связи с ранее изученным, упражнения, дидактические игры (5-15 мин.)
5. Домашнее задание, его сущность, методика выполнения. (5-10 мин.)
6. Подведение итога урока (1-2 мин.)
Проблемный урок (по М.И.Махмутову)
1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы (5-10 мин.)
2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы (5-10 мин.)
3. Доказательство гипотезы (10-15 мин.)
4. Проверка правильности решения проблемы (5-10 мин.)
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
- ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
- изложение нового материала;
- первичное закрепление изученного;
- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
- проверка выполнения домашнего задания;
- проверка ранее усвоенных знаний;
- сообщение темы, цели и задач урока;
- изложение нового материала;
- восприятие и осознание учащимися нового материала;
- осмысление, обобщение и систематизация знаний;
- постановка домашнего задания.
Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок представлял собой в определенном смысле вполне завершенную и целостную конструкцию. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:
— мотивационную беседу (то, что именуется порой организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;
— входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее);
—работу с новым материалом;
—закрепление изученного;
- завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);
— рефлексию.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:
Проблемная ситуация.
Формулировка проблемы.
Выдвижение гипотез.
Доказательство или опровержение гипотез.
Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
Воспроизведение нового материала (выражение решения).
12. Определите адекватность системы образования в современной России требованиям, которые могут быть предъявлены от лица общества каждому гражданину в связи с экономическими и политическими изменениями в жизни страны
За прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.
Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности и др. В наше время в учебных учреждениях много разной учебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня школьных учебников выпущено более 1000 наименований.
Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:
1) доступность системы высшего образования
2)степень разнообразия уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;
3) качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;
4)объем, структура и источники получаемых и используемых высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;
5) состояние и динамика развития преподавательских кадров (основных факторов, определяющих потенциал высшей школы).
Адекватность системы образования в современной России в том, что сейчас высшее образование можно получить бесплатно (поступить на бюджет), школы и дет сады тоже государственные (бесплатные). Так же меняется образование, чтобы получить второй диплом, необходимо было обучиться опять с 1 курса (5 лет), а у нас есть возможность поступить в магистратуру и за 2 года получить второй диплом.
13. По выбранному вами параграфу учебника составьте модель обучения на основе планируемых результатов.
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра». | ||
ТЕМА | ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ |
«Зона Тундры на территории России». По учебнику Плешаков А.А.,. «Мир вокруг нас.» Учебник для 4 класса. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007. Раздел «Человек и природа». | Выпускник научится: использовать естественно-научные тексты с целью: поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; выполнять логические операции; определять границы собственного знания и «незнания»; | Обсуди с соседом по парте, как ты представляешь себе тундру. Составьте план рассказа-описания. Постановка проблемы: В чём отличие зоны арктических пустынь от зоны тундры? Решение проблемного вопроса осуществляется путём активизации познавательных учебных действий. Учащиеся делятся на микрогруппы, получают инструкционные карты с заданиями по своему блоку. Исследовательское задание: В ходе исследовательской работы каждая микрогруппа освещает свою проблему, в результате чего складывается общее представление об отличиях зоны арктических пустынь от зоны тундры Разрешение проблемы. Анализ и обобщение сведений, представленных каждой микрогруппой. Формулировка выводов. |
2.Описывать на основе предложенного плана -изученные объекты -явления живой и неживой природы - выделять существенные признаки. 3.Использовать готовые модели(глобус, карта план) для объяснения явлений или описания свойств объектов 4.Ипользовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации. | Какие климатические условия типичны для тундры? Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в тундре? Проблемный вопрос: Как растения приспособились к суровым условиям? Как животные приспосабливаются к суровым условиям тундры? Выдвижение гипотез детьми от микрогрупп: Учитель записывает варианты ответов на доске. Исследовательское задание: Для того чтобы проверить свои предположения, учащимся раздаются инструктивные карты и дополнительная литература. Для зоны тундры характерны: полярный день и полярная ночь, долгая зима и короткое лето. Тепло приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течении суток. Растения низкорослые ,быстро цветут и плодоносят, мелкие листья, мощная неглубокая корневая система. Секреты выживания животных: миграция на юг, тёплый мех, густая шерсть и перья., наличие корма под снегом (вечнозелёных растений), защитная окраска. Где находится природная зона тундра? Исследовательское задание: Используя географическую карту, определите расположение зоны тундры. Доказательство гипотезы:. Расположена южнее Арктики, но всё ещё за Северным полярным кругом. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири. | |
5.Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. | Чем занимается человек в тундре? Какие экологические проблемы существуют в этой природной зоне? Исследовательское задание Используя литературу и географическую карту, одна из микрогрупп доказывает гипотезу о взаимоотношениях человека и природы Доказательство гипотезы:. В тундре сформировалась своя уникальная экологическая система, которая очень ранима. Вторжение человека и техники. Движение гусеничного транспорта, повреждающего верхний почвенный слой тундры Строительство и эксплуатация нефтепроводов, загрязнение воды и воздуха Утечка топлива из нефтепроводов, горящие нефтяные озёра, загрязнение почвы. Постепенное оттаивание вечной мерзлоты. |