Блок - модуль «Ученый кот» (развитие ученического самоуправления)
Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Реализуется через программу «Реализуй себя».
Блок - модуль "Школа социальных наук"
Цель: формирование социальной культуры (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения личностное, саморегулятивное развитие и). Реализуется через программу психолога «Познай себя».
ДРУГОЕ:
«КЛАССная компания!» Основная идея моей воспитательной программы - создание условий для самореализации обучающихся в процессе социально значимой деятельности и переживания ими ситуации успеха от достижения поставленной цели.
направления воспитательной программы в рамках проекта: мы и коллектив, общение и общество, семья и родина, здоровье,учение и труд. Для каждого направления разработала комплекс праздников, классных часов, бесед, экскурсий и других мероприятий.
Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство уважения к старшим, прочувствовать прелесть семейных традиций и устоев помогаю детям в ходе проведения семейных праздников « У самовара вся моя семья», « Бабушка – лучшая подружка», конкурсных семейных программ «Когда все вместе», «Устами младенца», « Семейные Олимпийские игры», выставок творческих работ « Лучшая мама на свете», «Кем я могу гордиться». Историю своей семьи, её традиции ребята изучают при разработке проектов
« Моя семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое дерево». С целью приобщения детей к культурным ценностям нашей Родины, организую праздники, направленные на изучение традиций народов Поволжья: «Святки», «Масленица», «Сабантуй».
Не менее важной задачей данного направления является формирование экологической культуры, бережного отношения к природе. «Охранять природу – значит охранять Родину», - читаем строки М.М.Пришвина. Для реализации этой задачи провожу акции: - по благоустройству территории школы «Цветник под окнами» - выращивание и высаживание рассады цветов на клумбы возле школы; - по благоустройству территории школы «Экологическая неотложка» - уборка школьной территории от мусора; - по сбору макулатуры « Сохраним деревья зелёными»; - «Где обедал, воробей?» - изготовление и вывешивание кормушек на территории школы, подкормка птиц.
Особо актуальной в наше время стала работа по направлению «Общение и общество». Мама – кусочек солнца…» - подготовка и проведение концерта-праздника ко Дню 8 Марта и Дню Матери для любимых мам и бабушек, изготовление подарков своими руками. «Бабушка рядышком с дедушкой…» - поздравление близких пожилых людей в День пожилого человека (бабушек, дедушек, учителей-пенсионеров). Ребята изготавливают поздравительные открытки, пишут душевные слова, готовят концерты, с гордостью рассказывают о своих бабушках и дедушках, об их трудовом пути. «День заботы и любви» - поздравление с Днём пожилого человека. На подъездах жилых домов, рекламных стендах ребята вывешивают поздравительные листовки с тёплыми, добрыми словами в адрес пожилых людей. «Кем я могу гордиться…» - выставка творческих работ, посвящённых семье и семейным традициям. «В мире добрых слов…» - месячник по воспитанию культуры речи. Ребята развешивают по всей школе памятки с «вежливыми» словами, придумывают поощрения для самых вежливых и шутливые штрафы для невеж. «Люди мира, на минуту встаньте…» - комплекс мероприятий, посвящённых Дню Победы, включающий встречи с участниками Великой Отечественной Войны, возложение цветов к Вечному огню, экскурсии в Аллею героев, участие в параде, посвященному празднованию Дня Победы. «Благотворительный марафон» – изготовление поделок для участия в благотворительном марафоне, организованном школьной бизнес-компанией для помощи детям с проблемами здоровья. Воспитательная работа в рамках данного направления включает взаимодействие с Бугульминским детским домом и социальным приютом «Ялкын». Ребята моего класса при поддержке родителей активно принимают участие в ежегодных акциях: «Акции доброты» - дети собирают книжки, игрушки, вещи, из которых уже выросли, и дарят их воспитанникам детского дома и приюта «Ялкын». «Собери ребенка в школу» - родители моих ребят оказывают посильную спонсорскую помощь в покупке красок, альбомов, карандашей, тетрадей для ребят из детского дома.
Задачи работы по направлению «Мы - коллектив» могу сформулировать следующим образом: 1. Приобщение учащихся к школьным традициям. 2. Формирование навыка выполнения общешкольных и классных обязанностей. 3. Формирование навыков самоуправления. 4. Воспитание чувств ответственности, взаимовыручки, сопереживания.
Воплощаю эти идеи при проведении классных часов «Несколько слов о дружбе», «Мы растём как коллектив», «Строим Дом Дружбы», «Где живёт Дружба?», где ребята посредством чтения стихов, исполнения песен, участия в игровых и проблемных ситуациях, дискуссиях постигают сложную науку дружить, помогать друг другу.
Учение и труд-С целью создания ситуации успеха и укрепления мотивации учебной деятельности в первые дни ребёнка в школе провожу праздник «Посвящение в лицеисты». В ходе данного мероприятия организую различные ритуалы (Обращение к Повелителю Пятёрок, Изгнание двоек, Натирание бальзамом усердия), использую символы (Ключ Знаний, кирпичик Башни Знаний, первоэлемент Знаний), вручаю детям медали, значки, талисманы и амулеты на счастье, успех в учёбе.
Здоровье-Формированию навыков здорового образа жизни младших школьников способствует разработка проектов «Мой режим дня», «Где живут витамины?». Вооружить детей знаниями о способах профилактики заболеваний без морализирования, в игровой активной форме позволяют внеклассные театрализованные мероприятия: • театр здоровья «Легенда о больном зубе…»; • классный час «Секреты счастливой улыбки…»; • театр здоровья «Козлятушки- здоровые ребятушки»; • классный час «Мои глаза – что и как я вижу…»
4. Аргументируйте свое мнение относительно современности высказывания Я.А. Коменского «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».
Сначала ребенку нужно показать как делать и разъяснить, а потом чтобы он сам попробовал.
Для меня ребёнок – это маленький взрослый. Он заслуживает такого же уважительного отношения к себе, как и любой другой человек, более старшего возраста. Мне кажется, многие из нас – взрослых забывают, что дети – это будущие взрослые. Почему-то многие считают, что этот «сопляк» ещё не заслужил того или этого в отношении к себе. А как Вы думаете должен себя вести ребёнок, если к нему относятся, унижая его человеческое достоинство? И унижение – это не обязательно физика, это и душа, прежде всего. Ранили ли Вы когда-нибудь ребёнка словом? А каждый знает, что это очень больно… Вот и снова встаёт вопрос собственного примера для подражания детьми…
Мы пытаемся учить быть воспитанными, но «суха мой друг теория...». Я точно знаю, что учить воспитанности нельзя, нет смысла. Только собственный пример, только уважительное отношение к личности ребёнка, только неподдельный, не театральный интерес к его проблемам – вот, что может изменить каждого и сделать нас лучше.
5. Аргументируйте свое мнение при ответе на следующий вопрос: Как в системно-деятельностном подходе к образованию аккумулированы подходы знание-центрической педагогики; личностно-ориентированного образования и деятельностного подходов?
Федеральный государственный образовательный стандарт. Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Цель деятельностного подхода в обучении – воспитание ребенка как субъекта жизнедеятельности. Субъект: - ставлю цели - решаю задачи - несу ответственность за результаты мотивы цели средства потребность действия и операции
Федеральный государственный образовательный стандарт
1 деятельности
2 непрерывности
3 целостного представления о мире
4 минимакса
5 психологической комфортности
6 вариативности
7 творчества
Дидактические принципы, задающие систему условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.
Цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД. Основными координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка.
Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; Федеральный государственный образовательный стандарт
Системно-деятельностный подход предполагает: признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и полного общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт
6. Познакомьтесь с примерами 2 вариантов беседы учителя с мл.шк.