Гигиена голоса как один из способов обрести уверенность на сцене
«Главное – понимать, что голос требует постоянной тренировки, певец должен всегда быть в творческой форме.» [27, С.355]
Певец должен быть каждый день в вокальной форме. Если вокалист знает, что голосовой аппарат не приготовит ему никаких неожиданных «сюрпризов», то он чувствует себя спокойнее и увереннее, выступая на концерте.
«Строгий режим помогает певцу сохранять в исправности свой инструмент – голос. У начинающих певцов голос не находится в стабильности не только из-за недостаточности мастерства, но очень часто по неумению оберегать его, короче говоря – из-за отсутствия гигиены.» [27, С.355]
Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил и певческого режима. По словам Тоти Даль Монте «С одной стороны, судьбе оперного певца как будто можно позавидовать – деньги, успех, слава, но с другой стороны – строгая дисциплина, самоограничения, напряженные занятия, неизбежное волнение и постоянный страх, которые мало-помалу подтачивают силы даже наиболее уверенных в себе и одаренных артистов» [48, С.15].
Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и высоких нот. Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос. Наш известный педагог и врач-гигиенист А.М.Егоров считает, что «пение в несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной координационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные, ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педагог». [14, C.191]
Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Это предохраняет от гриппозных и других воспалительных инфекций. Голосовой аппарат певца должен быть здоров. Надо избегать резких смен температуры, сухого, пыльного воздуха и дышать по возможности носом. Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более часа подряд. Нельзя пренебрегать небольшими перерывами во время урока.
Очень важен ритм жизни. Его надо продумать и построить его в зависимости от режима работы или учебы. Думать об этом необходимо, чтобы не разрушать здоровье и сон, не привести организм к истощению. Рациональное использование сил организма, разумное чередование работы и отдыха поможет продлить
жизненные и творческие ресурсы как всего организма в целом, так и голосового аппарата.
Задача отдыха – снять утомление, восстановить работоспособность. Сон восстанавливает энергию нервных клеток, об этом нельзя забывать. Для взрослого человека сон должен быть 7-8 часов, спокойным и глубоким. Возможность организовать свой рабочий и жизненный режим зависит не столько от объективных жизненных условий, сколько от психических качеств человека, от его воли, собранности, от умения подчинить свою жизнь основной задаче.
На звучание голоса влияет и питание. Певцам вредно употреблять в пищу продукты, раздражающие слизистую оболочку – острое, горькое, чрезмерно сладкое, обжигающе горячую пищу. Есть мороженое и пить холодную воду не стоит сразу после пения, так как ткани работавших мышц разогреты. Их переохлаждение может привести к воспалительным заболеваниям.
Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса. [38, С.53]
Употребление алкоголя приводит к покраснению слизистой оболочки, отеку, может наступить охриплость. Аналогично действует и курение.
Лемешев в главе «Вам, молодые певцы!» дает несколько кратких рекомендаций по гигиене голоса и режиму певца: «Нельзя не только петь, даже говорить на морозе... Нельзя злоупотреблять спиртными напитками – они раздражают, сушат слизистую оболочку. Особенно вредно петь в гостях, на вечеринках, которые часто сопровождаются выпивкой. Но самый страшный враг голоса – это курение.» [27, С.355]
Надо уметь организовывать свои силы и время в день выступления. Известно, что на публичные выступления (концерты, экзамены, конкурсы) требуется большая затрата физических и моральных сил. Каждый должен изучить себя, знать потребности своего организма, должен уметь организовать в день выступления такой режим жизни, чтобы сберечь силы и бодрость для творчества. Следует продумать свой режим в день выступления. Лучше избегать в этот день утомительной физической работы.
Прислушиваясь к своему организму, хорошо бы понять можно ли вам спать пред выступлением, так как для одних сон дает хороший физический и творческий тонус для голоса, а для других – расслабление, вялость, сипоту.
В день выступления не рекомендуется употребление всяких тонизирующих и успокаивающих средств, особенно незнакомых, так как вы можете не знать реакции своего организма на них.
Большой педагог Ф.Витт советовал: «Относитесь бережно к своему голосу и своему аппарату – это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости» [4, С. 42].
1.8. Формирование исполнительских навыков путем повышения
общей культуры начинающего певца
«Пение – это состояние души, а не связки и резонаторы. Чем заполнена
ваша душа, то вы и несете в своем исполнении, в самом звуке вашего голоса.» [5, С.556]
В связи с этим хочется сказать, что душа человека, певца в данном конкретном случае, наполнена тем, что знает и помнит певец, ощущениями от прослушанных шедевров классической музыки, от увиденных великих полотен, прочитанных шедевров литературы.
Исполнительская культура включает в себя искусство интерпретации – личностного прочтения музыкального сочинения. Предмет интерпретации составляют: идея произведения, замысел композитора, стиль музыкального изложения, эмоционально-чувственная природа сочинения, исполнительская традиция, форма и музыкальное содержание. Исполнительская культура напрямую зависит от общей культуры индивидуума.
Певец должен одновременно повышать свой общекультурный и музыкальный уровень, так как без высокоразвитого общего интеллекта он никогда не сможет достигнуть большого художественного успеха.
«Как правило, педагог является не только человеком, обучающим ученика профессиональным навыкам, но и его духовным руководителем в искусстве и жизни» [12, С.537] Задача педагога, помимо навыков в пении, научить реализовывать творческие замыслы. Очень важно дать начинающему навыки работы над произведениями, над поиском и созданием своего вокально-музыкального образа. Развитие воображения, творческого видения – это необходимая часть работы при воспитании голоса.
Полезно прослушивание и просматривание записей хороших произведений и их исполнителей, так как слуховое и зрительное восприятие улучшает осознание мышечных ощущений. Об этом говорят и сами прославленные певцы, которые вели самостоятельную работу над собой и таким способом. «Я считаю, что это (прослушивание пластинок больших мастеров) приносит большую пользу, если, конечно, не подражать, а изучать. При хорошем слухе и памяти это вырабатывает вкус к правильному и красивому звуковедению, обогащает опыт, возбуждает интерес к вокальным краскам, к выразительности исполнения.» [27, С.165]
Рене Флеминг «Бесконечно пересматривала видеозаписи певцов, следила как они открывают рот, как держат грудную клетку, как дышат... Наблюдая за другими певицами, за тем, что они делают и чего не делают, как выглядят, дышат и насколько широко открывают рот, беря высокие ноты, можно очень многому научиться.» [50, С.44]
В понятие «исполнительская культура» входит такое значимое слагаемое как эстетическое сознание (интерес, потребность, вкус, способности, ценностные ориентации, кругозор, мировоззрение в целом). Глубина и спектр эстетического сознания обучающегося музыканта во многом определяет уровень его исполнительской культуры. Эстетическое сознание в деятельности вокалиста играет исключительно важную роль: оно содействует проникновению в художественно-образную концепцию сочинения, оказывает позитивное воздействие на сам исполнительский акт, помогает наладить исполнительские движения и др. Осознанное стремление к совершенствованию исполнительской культуры, сознательное желание постичь высоты профессионального мастерства - яркие показатели творческого роста обучающихся вокалистов.
На основе изложенного выше делается заключение: исполнительская культура обучающихся вокалистов представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в русле интерпретации идеи, замысла композитора, стиля и жанра сочинений, их формы и содержания, раскрывая творческий потенциал личности певца на уровне эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение) и эстетической деятельности.
1.9. Советы и рекомендации начинающим певцам от известных
мастеров вокального творчества
Вокальное искусство принадлежит к той области человеческой деятельности, успех которой во многом определяют индивидуальные особенности анатомо-физиологической структуры организма. Каждый человек может петь и говорить бытовым голосом, но обладание певческим голосом – особая способность. Тем более редко встречаются большие певческие голоса, способные исполнять оперный репертуар. Несомненно, что сила и красота певческого звучания могут значительно увеличиться под влиянием рационального педагогического воздействия, и все же они в основном всегда обусловлены особенностями анатомо-физиологической структуры организма. Каждый большой певец с оперным голосом – особая индивидуальность как и в смысле музыкально-исполнительском, так и в смысле структуры и функций своего голосового аппарата.
К сожалению, среди больших певцов не так часто находятся люди, склонные к аналитическому осмыслению своих ощущений, своей вокальной и сценической технологии, желающие и умеющие ее зафиксировать, увековечить, передать молодому поколению певцов. Только редкие артисты оставляют потомству свое певческое кредо, эстетические взгляды и убеждения, внутренние певческие ощущения и установки, свою внутреннюю работу над собой и произведениями, советы, которые они могут передать начинающим, да и не только, вокалистам.
Опыт большого певца всегда интересен и поучителен, и здесь мы приводим некоторые выдержки из книг, анализ их работы над собой и произведениями, советы и рекомендации, написанные певцами.
Сергей Яковлевич Лемешев в своей книге «Путь к искусству» пишет: «В самой ранней молодости, когда певец только формируется, не принимать на веру все, что говорят другие, а больше самому слушать, наблюдать, анализировать, сравнивать и таким образом развивать вкус, совершенствовать культуру. Поскольку уже в молодые годы нам приходится создавать вокальные и сценические образы, необходимо уже на студенческой скамье стремиться к достижению определенного мастерства, технической свободы, к пониманию, как и почему ты делаешь то или другое... Здесь многое зависит от самого себя, от своей работоспособности, умения требовательно отнестись к себе, от любознательности, понятно, от желания и умения «взять» от педагога то, что он может дать. Но никакой педагог не поможет, если ты не обладаешь наблюдательностью, если фантазия дремлет, а память не вызывает к жизни широких ассоциативных связей.» [27, С.241]
Там же: «Хочу обратить внимание певческой молодежи и их руководителей на необходимость самостоятельной работы певца. Тот, кто прочел эту книгу, поймет, что моя судьба сложилась так счастливо во многом потому, что я без ума был влюблен в свою профессию, мог легко принести ей в жертву любое удовольствие и главной моей жизненной потребностью было пение. Я пополнял свои познания в вокальном искусстве, жадно черпая их всюду, где только мог, – и в классе педагога, и в беседах с товарищами, и в студии Станиславского, и на спектаклях Большого театра, и в концертах Шаляпина и других больших мастеров. Но особенно мне помогло уже складывающееся умение самостоятельно готовить свои партии». [27, С.356]
«Очень многое зависит от ученика, он должен отыскать способ претворить в жизнь советы учителя, и тут ему помогут талант и воображение. Все-таки пение – это не наука, но развитие природных данных и, быть может, даже несколько извращенное их использование, – и оно требует упорства. » [50, С.38]
Выводы по Разделу 1
Приобретение вокальных и исполнительских навыков – это процесс, который совершенствуется на протяжении всей творческой ученической и профессиональной жизни вокалиста. Каждый солист – неповторимая индивидуальность, и следовательно, методы подготовки каждого вокалиста должны основываться на индивидуальных качествах человека.
1. Формирование правильных исполнительских навыков протекает наиболее оптимальным способом при использовании основных принципов воспитания певцов:
• единство художественного и технического развития,
• необходимость индивидуального подхода к ученику,
• принцип постепенности и последовательности. [12, С.116]
2. Навыки – это умения, приобретенные упражнениями, опытом, привычкой. Соответственно исполнительские навыки – это «привычка» исполнять. Исполнительские навыки формируются наиболее оптимальным образом за счет многократного исполнения произведений на сцене перед публикой и подготовки произведений к концертным выступлениям.
3. Для формирования верных исполнительских навыков важен грамотно подобранный педагогом, удобный ученический репертуар, не мешающий начинающему певцу в вокально-техническом плане, а помогающий ему добиться эмоционально-выразительного исполнения.
4. Интересное, эмоционально выразительное исполнение произведения, несущее в себе целостный музыкальный образ, формируется при использовании принципов системы Станиславского.
Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
исполнительских навыков в условиях концертных выступлений
на примере работы студии классического вокала «Арион»
Практическая, опытно-экспериментальная часть работы представлена на примере Студии классического вокала «Арион», вокалисткой и ученицей которой я являюсь уже несколько лет. Студия существует 6 лет, в студии занимаются вокалисты-любители, люди, увлеченные классической музыкой, люди разных возрастов и профессий: экономисты, юристы, врачи, актеры, есть даже стюардесса.
Как считает руководитель и педагог нашей студии Варфоломеев Владимир Викторович, практически у каждого человека есть голос, развитый в той или иной степени. Надо только его услышать и помочь ему правильно раскрыться, поэтому в нашей студии занимаются в том числе и люди «далекие» от музыкальных профессий. Приходят заниматься люди, которых по их вокальным данным никогда не приняли б в музыкальные учебные заведения по классу вокала, но у таких людей есть огромное желание выразить себя и свой внутренний мир в пении, в звуке, выступить на сцене, такие возможности и дает им наша студия.
Примерно то же можно сказать и о слухе. Он есть у всех людей, если, конечно, речь не идет о патологическом, врожденном или приобретенном отсутствии слуха как такового. Речь идет о музыкальном слухе, он развивается. Бывает, что поначалу ученик фальшивит, неверно интонирует, но по прошествии времени, при регулярных тренировках, в процессе занятий настраивается внутренняя мышечная координация и люди начинают петь чисто и нормально, верно интонировать. И люди, которые из-за отсутствия слуха могли бы считаться профессионально непригодными, со временем начинают верно и образно исполнять произведения. Все дело только в количестве приложенных для этого усилий.