Художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков
Задачи
ü формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;
ü подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
ü приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
ü сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
ü широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
ü выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков
Содержание образования в области изобразительного искусства направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся
а) художественной культуры, потребности в общении с искусством;
б) устойчивого интереса к искусству;
в) художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления;
г) способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.
Непрерывность художественного образования
В дошкольном возрасте - формирование эстетического отношения к окружающему миру
В начальной школе - формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.
В средней школе - овладение языком различных видов искусств, воспитание возможности самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения.
В средних специальных и высших учебных заведениях - полноценная социально-культурная самоидентификации, сложение определенных приоритетов в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе
} Начальная школа - Почувствовать искусство
(воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).
} Основная школа - Узнать искусство
(Формирование первых основ художественной культуры подростков).
Старшая школа - Осмыслить искусство
(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)
Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства
В содержании образования по изобразительному искусству отражено:
общечеловеческое
формирование толерантного отношения к иным культурам;
приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;
способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;
национальное
повышение роли гражданско-патриотического воспитания; знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами
региональные компоненты, включение знаний и навыков малых культур
индивидуальное
интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;
умение организовать свой культурный досуг.
Современные методы и приемы обучения изобразительному искусству и художественному труду в начальной школе
Обращение к истории методов обучения рисованию в России и Европе актуально по-прежнему. Грамота как система основ реалистического изображения не может быть отвергнута, но выстраивается в современной методике уже на иной основе - образной.
Художественный образ, объединяющий в себе познание, отражение, преобразование, переживание и отношение, - ключевая категория при построении современных концепций художественного воспитания.
Методы обучения
способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей;
конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования (Краевский)
Прием обучения
более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности учителя и учащихся на занятии, имеющее узкое назначение.
Приём - отдельная составляющая часть метода
Задачи
ü формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;
ü подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
ü приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
ü сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
ü широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
ü выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Художественно-эстетическое воспитание предполагает единство трех содержательных блоков
Содержание образования в области изобразительного искусства направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся
а) художественной культуры, потребности в общении с искусством;
б) устойчивого интереса к искусству;
в) художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления;
г) способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.
Непрерывность художественного образования
В дошкольном возрасте - формирование эстетического отношения к окружающему миру
В начальной школе - формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.
В средней школе - овладение языком различных видов искусств, воспитание возможности самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения.
В средних специальных и высших учебных заведениях - полноценная социально-культурная самоидентификации, сложение определенных приоритетов в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.