Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом

Встреча детей с образностью натюрморта постепенное и поэтапное. их приобщение к проблемам этого жанра.[5]

Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Поэтому нам представляется значимым раскрытие творческой деятельности воспитателя-педагога по изобразительному искусству, где наряду с эмоционально-образным восприятием мира искусства раскрывался бы методический поиск средств его изображения [3].

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

Правила составления натюрморта.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически

связанных между собой.


2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме,

величине, фактуре и цвету.


3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут

соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга.

4. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его

лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером,

формой, цветом, контрастом.

Вывод:Натюрморт продолжает развитие и в наше время. Ведь все вещи,

которыми мы пользуемся, образуют на полноте свою среду, отражая

различные чувства и замыслы художника.

Приложение II. Репродукции и их описание использованные на уроке.

Амброзиус Боссхарт.
Цветы в стеклянном сосуде

Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом - student2.ru

1606. Художественный музей,Кливленд

Анализ картины:

Перед нами один из самых первых в истории натюрмортов. Изображая букет, художник тщательно и любовно выписал каждый цветок, представляя его зрителю с наилучшей стороны. Среди разных мелких растений: гвоздик, незабудок, анютиных глазок, нарциссов, рябчика, шиповника (дикой розы), крокусов, тюрбановых желтых и белой лилий — выделяются крупные чашечки роз, ириса и, конечно, тюльпанов — символа голландского садоводства и предмета отчаянной спекуляции, «тюльпаномании», охватившей всю страну в первой трети XVII столетия. Вместе они составляют целую коллекцию цветущих раритетов из голландского сада начала XVII в. Это было время увлечения садами. Усилиями ботаников на голландскую почву удалось пересадить множество цветов из Южной Европы, Средней Азии, Нового Света и вывести их новые сорта . Мастера цветочных натюрмортов обычно делали аккуратные рисунки пером и акварелью с натуры — в саду, изображая цветы в разных ракурсах, а затем уже в мастерской компоновали букет прямо на картине, перенося туда заранее сделанные зарисовки.

В этом, как и в большинстве других цветочных натюрмортах, рядом с букетом мы видим различных насекомых — бабочек, стрекоз, гусениц, мух. Их присутствие выглядит совершенно естественным: так и в природе цветы привлекают к себе мелких животных и насекомых. Однако в картине они имеют символическое значение. Согласно эмблематам цветочный букет — знак обольстительного, но тленного и скоротечного земного бытия; бабочка и стрекоза являются образом спасенной души или воскресения, вместе с гусеницей и куколкой они символизируют триаду циклов человеческой жизни: земное бытие, смерть, воскресение. Муха — символ греха или грешника, ничтожества человека перед величием Бога («мушка есмь»). Множество насекомых на цветах и фруктах в целом истолковывались как знаки бренности: они портят фрукты, листья и лепестки, ускоряя их гибель.

Для современников Боссхарта букет был полон многозначных символов, зашифрованных в цветах. Розовые и красные розы — символы чувственной любви, Венеры, тюльпаны означают пустую суету вокруг земных благ. Они большие и сразу же привлекают взгляд, но увлечение ими гибельно. Их противоположностью выступают не столь броские, скромные цветы с положительной символикой. Ирис (мечевидная лилия) — традиционный символ скорбей Девы Марии, водосбор (аквилегия) — знак даров Святого Духа, гвоздики — знаки страстей Христовых, незабудки и анютины глазки — напоминание о любви к Богу, рябчик — добродетель и христианское смирение. Особенно значительным выглядят два цветка у подножия вазы, в качестве которой художник использовал типичный голландский рёмер — бокал для вина. Белая роза — символ чистоты и непорочности Девы Марии, красный анемон — символ пролитой на кресте крови Христовой. Вместе они — знаки спасения христианина для жизни вечной, и не случайно на этих цветах изображены бабочка и стрекоза — образы Воскресения. (Журнал искусство, специальный выпуск "Натюрморт",август,2006).

Наши рекомендации