Владение речью как средством общения
1. Побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
2. Водить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы
Формирование словаря:
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;
- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;
- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);
- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;
- поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;
- объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;
- знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами
Звуковая культура речи:
- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;
- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;
- упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);
- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц, -ец-) и приставок;
- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;
- обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;
- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;
- начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Грамматический строй речи:
- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;
- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;
- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;
- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Связная речь:
- развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
- учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильной постановке ударения при произнесении слов.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением;
- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.