Результативность освоения детьми Программы диагностируется методиками
Образовательная область | Методики | Цель методики |
Физическое развитие | 1.Направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, 2.Эмоционального благополучия каждого ребенка . | 1. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. 2.Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. |
Познавательное развитие | 1.Развитие любознательности и познавательной мотивации 2.Формирование познавательных действий, становление сознания | 1. Развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, 2.Обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) |
Социально –коммуникативное развитие | 1.Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности 2.Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками … | 1.Воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей 2. Самостоятельность в организации досуговой деятельности |
Речевое развитие | 1. Обогащение активного словаря 2.Владение речью как средством общения: … | 1.Расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы 2. Вводить в речь детей новые слова и понятия |
Художественно –эстетическое развитие | 1Ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы 2.Становление эстетического отношения к окружающему миру … | 1.Содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства 2. Вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе |
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Одной из важнейших форм познания является положение, сформулированное А.В. Запорожцем, согласно которому у ребёнка в процессе предметно-чувственной деятельности могут возникать представления, которые он в образной форме отражает, например, в своих рисунках, творческих рассказах и т.п. Данный принцип систематизации знаний наиболее успешно используется при ознакомлении детей с такими областями действительности, как неживая природа, конструктивная и изобразительная деятельность.
Доказано, что непосредственно воспринимаемые свойства вещей познаются детьми с помощью сенсорных эталонов, количественные отношения – на основе усвоения меры. П.Я. Гальперин разработал специальные наглядно-словесные и словесно-логические схемы, которые могут использоваться в работе с детьми как средство мысленного преобразования вещей в упорядоченные множества, например, количественные отношения, но которые, как известно, не исчерпывают всего многообразия свойств и отношений окружающей ребёнка действительности.
Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.
Наглядные методы обучения разрабатываются на основе моделей, воспроизводящих скрытые свойства и связи объектов. Разработаны методы ознакомления детей с внешним обликом предметов с использованием натуральных предметов и явлений.
В таких видах работы с детьми важно придерживаться принципа систематичности, так как природные изменения явлений часто связаны с длительным периодом (например, смена времён года).
Практические методы руководства детьми особо важны в процессе усвоения детьми новых знаний. Существенный момент практических методов – способ постановки задачи. В одном случае детям дают готовый образец («что нужно сделать»), разъясняют и показывают способы его получения («как нужно сделать»). Возможна и другая постановка задачи, когда детям не дают готовых образцов, а сообщают лишь условия, которым должен удовлетворять сделанный ребёнком объект (постройка, рисунок и т.д.). Каким должен быть этот будущий рисунок, ребёнок определяет вначале с помощью воспитателя, а затем сам, исходя из заданных условий.
Детям могут также предоставляться модели изучаемых объектов, которые в наглядной форме не только показывают существенные связи изучаемых объектов, но и позволяют осуществлять с ними практические действия и овладевать основными способами их преобразования и применяются в тесной связи с показом картин, диапозитивов, чтением художественной литературы.
1.2.1.Результаты опроса родителей по выявлению запросов вариативных образовательных услуг (анкетирование, опросы, беседы с родителями)
Месяц, неделя | Содержание работы | Форма работы | Ответственный |
Сентябрь | |||
Режим дня в детском саду | Беседа | Воспитатель | |
Одежда детей по сезону | Беседа | Воспитатель | |
Знатоки родного города | Викторина | Воспитатель | |
«Как сохранить и укрепить здоровье детей» 1.Сообщение «Психофизическое развитие детей 5-6 лет» 2. Консультация: «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» | Родительское собрание | Воспитатель | |
Октябрь | |||
Витаминный календарь. Осень | Беседа | Воспитатель | |
О пользе фруктов для здоровья | Беседа | Воспитатель | |
Осторожно-грибы бывают разные | Беседа | Воспитатель | |
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге | Круглый стол | Воспитатель | |
Расскажем детям о жизни деревьев | Консультация | Воспитатель | |
Ноябрь | |||
Какие предметы нас окружают | Беседа | Воспитатель | |
Наша необъятная родина- Россия | Беседа | Воспитатель | |
Путешествие по Москве | Беседа | Воспитатель | |
Поведение животных зимой | Консультация | Воспитатель |
Декабрь
«Зимушка-зима» | Папка-раскладушка | Воспитатель | |
«Огонь-друг и враг» | Стенгазета | Воспитатель | |
«История новогоднего праздника» | Папка-раскладушка | Воспитатель | |
Трудно птицам зимовать | Беседа | Воспитатель | |
Развиваем связную и логическую речь детей: 1. Консультация «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» 2. Памятка для родителей "Развитие логического мышления у детей 5-6 лет" | Родительское собрание | Воспитатель |
Январь
«Зимние забавы детей в праздничные дни» | Презентация | Воспитатель | |
«Если хочешь быть здоровым!» | Плакат | Воспитатель | |
«Игротека для детей 5-6 лет на тему «Домашние животные» | Консультация | Воспитатель |
Февраль
«Лес – кладовая природы» | Беседа | Воспитатель | |
«Народности Севера» | Беседа | Воспитатель | |
«Российская Армия в детских работах» | Презентация | Воспитатель | |
«Все работы хороши» | Консультация | Воспитатель |
Март
«Порадуем мам и бабушек» | Фото презентация | Воспитатель | |
«Прилетели грачи» | Мастер-класс | Воспитатель | |
«Встречаем птиц» | Беседа | Воспитатель | |
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе» 2. Деловая игра «Природа – наш дом» | Родительское собрание - Круглый стол | Воспитатель |
Апрель
«Путешествие по южным материкам» | Беседа | Воспитатель | |
«Космические корабли, созданные детьми» | Презентация | Воспитатель | |
«Золотые руки мастеров» | Беседа | Воспитатель | |
«Путешествие в прошлое своей семьи» | Беседа | Воспитатель | |
«Мир насекомых» | Консультация | Воспитатель |
Май
«Герои-защитники» | Беседа | Воспитатель | |
«Труд и отдых в семье» | Презентация | Воспитатель | |
«Вы и ваш ребенок на улицах города» | Беседа | Воспитатель | |
«Оранжевое лето» | Консультация | Воспитатель |
Используемые вариативные (парциальные) программы дошкольного образования:
· Программы экологического воспитания
· Программы художественно-эстетического цикла
· Программы социально-нравственного развития дошкольников
· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др
1.2.2.Цели и задачи реализации вариативных (парциальных) программ и и/или иных программ[3]:
Цель программы - развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.
Задачи - овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Планируемые результаты освоения вариативных (парциальных) программ и/или иных программ
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
1 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально –коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
- объясняет правила игры сверстникам;
-после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
- использует «вежливые» слова;
- имеет навык оценивания своих поступков;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
- имеет представление о работе своих родителей;
- знает название своей Родины.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
- соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
- самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
- доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
- может оценить результат своей работы;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
- бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.
Развитие литературной речи:
- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина);
- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие детского творчества:
- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;
- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
- объединяет разные способы изображения (коллаж);
- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- имеет представление о региональных художественных промыслах.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);
- способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;
- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Обязательная часть
2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях[4].
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Ø социально-коммуникативное развитие;
Ø познавательное развитие;
Ø речевое развитие;
Ø художественно-эстетическое развитие;
Ø физическое развитие.
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, включение детей в систему социальных отношений.
Задачи образовательной деятельности в работе с детьми от 4 до 5 лет:
Ø развитие игровой деятельности детей;
Ø приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
Ø формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Ø формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Ø формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Связь с другими образовательными областями
«Познавательное развитие» | Развитие связной речи детей, умения составить описательный рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в экосистеме; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, обогащение словарного запаса. |
«Речевое развитие» | Использование художественных произведений для развития связной речи детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению; различать виды устного народного творчества, обогащение словарного запаса. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной выразительности, умение составить рассказ по написанной картине. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности. |
«Физическое развитие» | Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при организации и проведении подвижных игр, обогащение словарного запаса. Развитие свободного общения с взрослыми при возникновении опасных ситуаций, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности, в природе и ближайшем окружении, обогащение словарного запаса. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
Задачи образовательной деятельности в работе с детьми от 4 до 5 лет:
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Задачи:
Ø сенсорное развитие;
Ø развитие познавательно-исследовательской и продуктивной конструктивной) деятельности;
Ø формирование элементарных математических представлений;
Ø формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали. Развитие мелкой моторики, цветоразличения и цветовосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве. |
«Развитие речи» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Художественно- эстетическое развитие» | Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование Использование художественных произведений для расширения кругозора детей в области художественной литературы. Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование музыкальных произведений для обогащения содержания. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
«Физическое развитие» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни. |
Формирование элементарных математических представлений:
- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;
- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,
- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;
- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;
- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;
- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;
- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;
- развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию.
Ознакомление с миром природы:
- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;
-развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Овладение речью как средством общения и культуры средством взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи образовательной деятельности в работе с детьми От 4 до 5 лет:
Ø развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Ø развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Ø практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Ø развитие речевого творчества;
Ø знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» | Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», развитие диалогической речи дошкольников, развитие свободного общения с взрослыми и детьми с соблюдением общепринятых норм и правил поведения, обогащение словарного запаса. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» через произведения русских, советских и зарубежных авторов. |
«Познавательное развитие» | Развитие связной речи детей, умения составить описательный рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в экосистеме; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, обогащение словарного запаса. |
Художественно-эстетическое развитие» | Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной выразительности, умение составить рассказ по написанной картине. Использование художественных произведений для развития связной речи детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению; различать виды устного народного творчества, обогащение словарного запаса. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности. |
«Физическое развитие» | Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при организации и проведении подвижных игр, обогащение словарного запаса. Развитие потребности в двигательной активности и формирование физических качеств личности на литературных примерах. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни средствами литературы (сказки, потешки, рассказы и др.). Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, используя художественные произведения русских, советских и зарубежных авторов. |
Содержание образовательной деятельности:
Развивающая речевая среда: