Тональные отношения в рисунке.
Для передачи объёма, воздушного пространства в рисунке необходимо грамотное распределение тональных отношений. Для передачи объёмных предметов необходимо грамотное распределение светотени:
1)Блик—самое светлое место на предмете;
2)Свет;
3)Полутень;
4)Собственная тень);
5)Рефлекс—отражение света от одного предмета на другом;
6)Падающая тень.
Для передачи пространства в рисунке: все ближние предметы нужно делать резче, удалённые —мягче. Также все ближние предметы изображают более объёмными, дальние- более плоскими, обобщёнными. Контуры ближних предметов надо делать резче, а удалённые - мягче. Для передачи первого плана тон набирается более насыщенный.
2.Что такое скульптура? Жанры скульптуры. Привести примеры.
Скульптура, как вид изобразительного искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать», который основан на принципе объемного, физически трехмерного изображения.Одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из камня, кости, дерева. У народов Древнего Египта, Древнего Востока были гигантские изваяния богов, людей, и животных.
Обозреваемую со всех сторон скульптуру называют круглой.
Уплощенную скульптуру называют рельефом. Для органической связи объёмных трёхмерных фигур с плоским фоном толщину(3-измерение) равномерно сокращают, в результате чего фигуры уплощаются. Мера уплощения бывает малой и большой, поэтому возникли 2 основных вида рельефа:
· Высокий-Горельеф;
· Низкий-Барельеф.
В Горельефе изображения выступают над фоном более, чем на половину своего объёма.
В Барельефе изображения выступают над фоном менее, чем на половину своего объёма.
Назначение и содержание скульптурного произведения определяет характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры. Существуют мягкие, твёрдые вещества и вещества, способные переходить из жидкого в твёрдое состояние.
Мягкие материалы: пластилин, глина, воск, пластик, солёное тесто, снег. Эти материалы служат для лепки способом постепенного набора объёма.
Твёрдые материалы: камень, дерево. Обрабатываются путём высекания и резьбы, рубки, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления объема, формы, как бы скрытой в нём.
Материалы, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое: гипс, металлы, бетон, пластмасса, стекло. Эти материалы служат для отливки форм, получения точных копий. В скульптуре из металла прибегают также к гальванопластике (электро-химический способ нанесения слоя металла). В нерасплавленном виде металл обрабатывается по средствам ковки, чеканки, сварки, резки.
Существуют различные жанры скульптуры: ПОРТРЕТНЫЙ(: бюст, торс, по пояс, в рост), АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, БЫТОВОЙ.
По значению скульптура бывает:
1. Монументальная скульптура - это памятники, увековечивающие образы великих людей и исторические события.
2. Монументально-декоративная скульптура – это украшение для парков, скверов и т.д.
Эти два вида скульптур рассчитаны на конкретное архитектурное пространство или природное окружение и адресуется к массам зрителей. Они размещаются, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах зданий и в интерьерах общественных сооружений. Они призваны конкретизировать архитектурный образ, дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками (статуи, фонтаны, декоративный орнамент).
Решать идейно-образные задачи призвана монументальная скульптура в монументах и мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм, долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения (мемориальный комплекс на Мамаевом кургане).
3. Станковая скульптура прямо не связана с архитектурой и носит более камерный характер. Обычно она размещается в залах выставок, музеях, жилых помещениях, интерьерах.
4. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений для жилого интерьера и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством (глиптика). Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой, анималистический, ню)
Пермогорская роспись.
Билет №12.
Перспектива.
Перспектива-это наука, диктующая законы, которые помогают изображать предметы на плоскости, так, как их воспринимает человеческий глаз.
Существуют различные виды перспектив: линейная, воздушная, купольная, панорамная, театральная, наблюдательная.
Линейной перспективой- называются перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений, контуров,- то есть тех признаков, которые можно изобразить линией.
Для построения какого-либо перспективного сокращения необходимо определить линию горизонта, которая находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью. На линии горизонта находятся также все точки схода горизонтальных линий
Воздушной перспективой- наз. кажущиеся изменения некоторых признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства. Для передачи воздушного пространства, все ближние предметы надо изображать детально, а дальние –обобщённо, контуры ближних предметов надо изображать резче, а удалённых – мягче, ближние – более насыщенными и тёплыми в цвете, дальние – более бледными и холодными, все ближние предметы изображают более многоцветными, а удалённые обобщённые в цвете и т.д.
Законы воздушной перспективы помогают грамотно передавать воздушное пространство, так как его воспринимает человеческий глаз.
Купольная используется при построении купольной сферы.
Театральная при изображении декораций.
Панорамная при панорамных изображений. Например (панорама Сталинградской битвы.)
Отдельный вид –наблюдательная перспектива, где все перспективные сокращения выполняются «на глаз».