Формирование целостной картины мира
· Обогащать представления детей о мире предметов.
· Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер,
мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
· Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда
«пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).
· Расширять представления детей о профессиях.
· Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз),
сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
· Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их
атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
· Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда,
расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
· Формировать элементарные представления об истории человечества
· (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с
произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
· Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников
сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
- Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,
композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).
· Расширять и уточнять представления детей о природе.
· Учить наблюдать, развивать любознательность.
· Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках
и травянистых растениях.
· Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
· Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями.
Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
· Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимость от
человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
· Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и
готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
· Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
· Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся(ящерица, черепаха и
др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
· Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых
характеристиках.
· Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными
различных климатических зон.
· Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
· Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной
литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
· Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
· Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
(сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы.
· Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень.
Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима.
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна.
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето.
Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).
ОО «Речевое развитие»
Пояснительная записка.
Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.
В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Речевое развитие» отводится 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут: развитие речи – 1 раз в неделю (в год - 36), чтение художественной литературы – 1 раз неделю (в год - 36).
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи реализации образовательной области «Речевое развитие»:
Развитие речи:
· Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
· Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной
речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
· Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Чтение художественной литературы:
· Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
· Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за
развитием действия.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие»
Развитие речи.
Развивающая речевая среда
· Продолжать развивать речь как средство общения.
· Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
· Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции
(открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
· Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
· В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости
(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря
· Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового
окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
· Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег,
сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
· Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
· Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и
отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
· Продолжать развивать фонематический слух.
· Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
· Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
· Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с
числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
· Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в
чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
· Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка,
солонка; воспитатель, учитель, строитель).Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
· Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в
именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
· Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
· Развивать умение поддерживать беседу.
· Совершенствовать диалогическую форму речи.
· Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с
ответом товарища.
· Развивать монологическую форму речи.
· Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,
рассказы.
· Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
· Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать
свои концовки к сказкам.
· Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,
предложенную воспитателем.
Художественная литература
· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
· Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
· Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным
произведениям.
· Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного
персонажа.
· Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
· Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям
жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
· Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее
яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.
· Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
· Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в
чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами.
· Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
· Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Выяснять симпатии и предпочтения детей.
ОО «Физическое развитие»
Пояснительная записка.
Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.
В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по физической культурой отводится 3 часа в неделю продолжительностью 25 минут. Всего в год: физическая культура в зале - 72 часа, на прогулке – 36 часов.
Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Основные задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»:
• Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость;
• Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
• Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• Овладение подвижными играми с правилами;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• Становление ценностей здорового образа жизни;
• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Задачи образовательной области «Физическое развитие: