Формирование целостной картины мира

· Обогащать представления детей о мире предметов.

· Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер,

мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).

· Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда

«пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).

· Расширять представления детей о профессиях.

· Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз),

сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

· Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их

атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

· Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда,

расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

· Формировать элементарные представления об истории человечества

· (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с

произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

· Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников

сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

  • Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,

композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

· Расширять и уточнять представления детей о природе.

· Учить наблюдать, развивать любознательность.

· Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках

и травянистых растениях.

· Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

· Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями.

Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

· Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимость от

человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

· Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и

готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

· Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).

· Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся(ящерица, черепаха и

др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

· Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых

характеристиках.

· Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными

различных климатических зон.

· Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

· Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной

литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

· Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

· Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

(сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы.

· Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень.

Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна.

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето.

Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

ОО «Речевое развитие»

Пояснительная записка.

Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.

В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по ОО «Речевое развитие» отводится 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут: развитие речи – 1 раз в неделю (в год - 36), чтение художественной литературы – 1 раз неделю (в год - 36).

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи реализации образовательной области «Речевое развитие»:

Развитие речи:

· Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными

способами и средствами взаимодействия с окружающими.

· Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной

речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

· Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Чтение художественной литературы:

· Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

· Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за

развитием действия.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи.

Развивающая речевая среда

· Продолжать развивать речь как средство общения.

· Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

· Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции

(открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

· Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными

впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

· В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости

(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря

· Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового

окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

· Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег,

сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

· Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

· Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и

отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

· Продолжать развивать фонематический слух.

· Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

· Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

· Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с

числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

· Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в

чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

· Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка,

солонка; воспитатель, учитель, строитель).Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

· Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в

именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

· Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

· Развивать умение поддерживать беседу.

· Совершенствовать диалогическую форму речи.

· Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с

ответом товарища.

· Развивать монологическую форму речи.

· Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,

рассказы.

· Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

· Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать

свои концовки к сказкам.

· Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,

предложенную воспитателем.

Художественная литература

· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

· Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;

запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

· Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным

произведениям.

· Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного

персонажа.

· Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

· Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям

жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

· Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее

яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

· Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

· Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в

чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами.

· Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

· Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выяснять симпатии и предпочтения детей.

ОО «Физическое развитие»

Пояснительная записка.

Планирование организованной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» осуществляется согласно Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 110, построенной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 года №2/15) и авторской комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.

В соответствии с данной программой в старшей группе на занятия по физической культурой отводится 3 часа в неделю продолжительностью 25 минут. Всего в год: физическая культура в зале - 72 часа, на прогулке – 36 часов.

Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Основные задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»:

• Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость;

• Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

• Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

• Овладение подвижными играми с правилами;

• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• Становление ценностей здорового образа жизни;

• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Задачи образовательной области «Физическое развитие:

Наши рекомендации