ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Декоративно-прикладное искусство
Назначение и особенности декоративно-прикладного искусства (обобщенность, стилизация, декоративность), которые проявляются как в цветном декоре, так и в конструкции самого предмета; единство эстетического (красота) и утилитарного (польза), связь декора с назначением предмета. Традиционность образов, узоров, орнаментов и отражение в них природы, народного быта, культуры, традиций и обычаев. Символичность образов: животные (медведь, конь, птицы и т. п.), символы солнца, воды, земли в народных орнаментах. Технологии изготовления предметов народных промыслов (на ознакомительном уровне).
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов — игрушки, утварь, одежда, предметы быта (на примере разных промыслов и вариантов предметов каждого промысла: игрушки из разных видов материалов — глины, щепы, дерева, соломы, папье-маше, лоскута; предметы быта из бересты; кружево, вышивки разных областей России и зарубежья; ткачество и ковроткачество разных стран; плетение, аппликация; изделия из теста; изделия из кожи; росписи и резьба по дереву; керамическая посуда России и других стран; оригами, чеканка).
Стилевые особенности (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора). Декоративно-прикладное искусство других стран: сходство и своеобразие. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать, гордиться им.
Своеобразие декоративно-оформительского искусства. Назначение, виды (по предметному основанию: одежда, мебель, предметы быта). Плоскостной и объемный дизайн; особенности (своеобразие средств выразительности, технология создания: моделирование, макетирование). Интерьер (на конкретных примерах). Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок (на доступном уровне).
Графика
Разные виды графики (книжная, станковая, прикладная, плакат), их различия (на ознакомительном уровне). Особенности языка книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним автора; композиция листа, макета книги. Назначение иллюстрации (сопровождение текста). Специфика труда художника-иллюстратора, технологии (способы) создания иллюстрации: уникальность рисунка и способы тиражирования (на ознакомительном уровне). Макет книги.
Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстраторы «веселой» книги.
Живопись
Средства выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.
Жанры живописи
Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть изображения.
Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток, в переходных природных состояниях. Виды пейзажа: лесной и городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный. Опыт восприятия пейзажей разных видов по содержанию, по средствам выразительности (написанных в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное настроение, состояние); по характеру (лирический, эпический, декоративный, торжественный); по способам изображения.
Портрет. Виды портретов: автопортрет, парадный, семейный, исторический и др. Изображения людей разных возрастов, национальностей, в разных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и использование деталей в портретах, предметов-символов. Передача внутреннего состояния, настроения человека, его социальной роли посредством особенностей передачи позы, жестов, мимики; цветовая тональность изображения, передающая настроение, состояние человека.
Жанровая живопись. Виды жанровых изображений: сказки, былины, батальные сцены, картины о труде людей, о животных (анималистический жанр), о спорте, изображения на бытовые сюжеты. Средства выразительности.
Авторская манера некоторых художников-живописцев (на ознакомительном уровне, на примерах, в процессе восприятия произведений).
Скульптура
Специфика вида искусства как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монументальная, декоративная, станковая; объемная и рельефная (на ознакомительном уровне).
Особенности средств выразительности скульптуры: материал, техника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), силуэт, устойчивость конструкции, постамент.
Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).
Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.
Памятники и монументы: особенности средств выразительности. Известные памятники и скульптура (на примере региональных объектов).
Архитектура
Архитектура как искусство создавать сооружения и их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строительстве. Особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).
Виды архитектуры по назначению: промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов. Оформление площадей, набережных, памятников. Архитектура крупных и малых форм.
Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального.
Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали. Декоративные элементы: скульптура, рельефы, фрески, настенная живопись, портики, арки, решетки, монументальная живопись, мозаика; форма окон, пропорции конструкций (лестниц, балконов, крыш); витражное искусство (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармония объекта с окружающим пространством: проспекты, площади, улицы; садово-парковое искусство. Эстетический образ города (место проживания), своеобразие его облика. Известные архитектурные сооружения России. Труд скульптора и архитектора.
Посещение музея
Профессии: художник, скульптор, архитектор. Мастер, его инструменты и материалы. Произведения искусства в музее. Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Виды музеев (краеведческие, художественные, исторические и т. п.). Правила поведения в музее. Разнообразие музейных экспонатов. Ценность музейного предмета.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Что осваивают дети
МЛАДШАЯ ГРУППА
Игровыми приемами, образными сравнениями воспитатель активизирует у детей проявление интереса к прекрасному в окружающем мире (красивым игрушкам, ярким и нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам) в ситуации общения со взрослым. В играх, повседневных ситуациях побуждает детей обращать внимание на эстетическую выразительность и разнообразие сенсорных признаков предметов, явлений (многообразие и яркость цветов, форм, фактуры).
В образовательных ситуациях педагог активизирует интерес детей к народному искусству: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, фили-моновская, тверская), игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные), соломы; предметам быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда; мебель).
Воспитатель развивает у детей умение узнавать в изображениях (картинах, скульптуре, предметах народных промыслов) знакомые предметы, объекты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности (ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета), выражать их с помощью сезонных состояний природы, чувствовать выразительность форм, размера, фактуры, пространственного построения (на всем листе, в центре, на «линии земли»).
Педагог с помощью красочного описания, вопросов развивает у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, живописные картины (натюрморты — цветы, плоды), анималистическую живопись и скульптуру, понимать выразительность образов, передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах.
В течение года воспитатель знакомит дошкольников с иллюстрациями художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) к детским книгам, с народными игрушками. Поддерживает и стимулирует высказывания детей о своих предпочтениях в выборе книг, игрушек. Создает ситуации совместного со взрослым обыгрывания народных игрушек, ярких нарядных предметов.
СРЕДНЯЯ ГРУППАДекоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура
В специальных образовательных ситуациях и повседневной жизни педагог активизирует и поддерживает проявление интереса у детей к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам; побуждает стремление их рассматривать, обыгрывать.
Воспитатель развивает у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстрации, скульптурное и живописное изображения, узнавать изображенные предметы, выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.
С помощью вопросов, интересных описаний, образных сравнений воспитатель подводит детей к пониманию образа (что изображено); обращает внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художник (скульптор, народный умелец) создает выразительный образ: на некоторые особенности цвета (как средства передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображенному), рисунка (выразительность линий, форм, штриха, передающих движение, позу образа, жесты, мимику героя), выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве, передачу объема, статику и движение в скульптуре, значимость материала, из которого выполнен скульптурный образ. Обращает внимание детей на выразительность узоров и символов в предметах народных промыслов; развивает умения выделять некоторые элементы декора (цветовое и композиционное решение).
Воспитатель формирует у детей умение различать 2—3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел; различать и группировать предметы народных промыслов по используемым материалам и назначению (игрушки, посуда); выделять некоторые особенности (яркость, нарядность, праздничность, красота).
Развивает умения различать скульптурные, живописные и графические изображения, изобразительные материалы для создания живописных и графических изображений (краски, мелки, карандаши). Обращает внимание детей на общие и характерные особенности построек (домов, сказочных домиков): по высоте, длине, используемым конструктивным элементам (окна, двери), цвету, элементам декора.
В процессе рассматривания произведений педагог знакомит детей с жанрами живописи (на конкретных примерах).
Развивает умения откликаться на интересные декоративно-оформительские решения (украшение группы, елки, одежду взрослых, атрибуты игр), замечать новые красивые предметы в пространстве группы.
Педагог инициирует стремление задавать вопросы о предметах народных промыслов, скульптуре и живописных изображениях, по содержанию текста и иллюстрации; использовать образные слова, сравнения, рассказывать о собственных ассоциациях, предпочтениях. Поддерживает проявления детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, понравившихся скульптурных и живописных образов, предметов народных промыслов. Создает ситуации, способствующие проявлению детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, используемым в игре.
Активизирует и развивает интерес детей к посещению музея (совместные с родителями прогулки и экскурсии), положительное эмоциональное отношение, ожидание предстоящих посещений музея.