Теоретические обоснования изучения кино
Придерживаясь позитивистской концепции изучения социальной реальности в рамках количественного исследования, мы допускаем, что индивидуальные качества личности способны детерминировать жанровые предпочтения. Кино и театр попали в поле социологического исследования относительно недавно, изначально сформировавшись как объект изучения искусствоведов и культурологов. Однако было бы ошибочным рассматривать кино в отрыве от его социальных функций, ведь кинопроизводство направлено именно на аудиторию и не существует само для себя. Сквозь призму образов и сюжетной линии зритель интерпретирует для себя смысл, заложенный режиссёром, проецирует свои выводы на социальную реальность. Представитель Франкфуртской критической школы Т. Адорно подтверждает это в своём труде «Эстетическая теория»: «Даже возвышенное произведение искусства занимает определенное отношение к эмпирической реальности, высвобождаясь из-под власти её чар, причем не раз и навсегда, а всякий раз заново, в конкретной форме, бессознательно полемизируя с состоянием этой реальности в данную историческую эпоху».[Адорно Т. Эстетическая теория. Пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — 526 с.]. Одним из основных тезисов работы Адорно является суждение, что искусство обличает несовершенство мира, «обнажая» натуру человека и открывая его самые нелицеприятные стороны. Иными словами, искусство демонстрирует индивиду недосягаемый идеал гармонии и красоты, к которому должно стремиться человечество. Анализируя отношения между искусством и обществом, Адорно приходит к умозаключениям, из которых можно выделить несколько основных социальных функций искусства:
1. Познавательно - воспитательная - просвещение и самопознание, в том числе через формирование представлений о прекрасном и безобразном;
2. Художественно - концептуальная – в понимании Адорно эта функция заключается в преклонении и принятии тех истин о мире, которые вкладываются в произведение искусства и транслируются зрителю;
3. Информационная – искусство является действенным механизмом подачи информации и её распространения, а также насаждения каких-либо идеологий и принципов.
4. Прогностическая – предвосхищение грядущих социальных изменений, масштабных потрясений. Примером могут послужить романы-антиутопии и научная фанастика.
В качестве одного из детерминирующих факторов в нашем исследовании рассматривается культурный капитал. Этот термин появляется в статье П. Бурдье «Формы капитала»
[Бурдье П. Формы капитала. Пер.с франц. М. С. Добряковой. – М.: Журнал «Экономическая социология», т.3, №5. – 2002.] , в которой социолог обращает наше внимание на разнообразие культурного капитала и его накопления. Культурный капитал в инкорпорированном представлении формируется ещё в младенчестве и несёт в себе самые ранние отпечатки социального развития (в качестве примера Бурдье приводит различия в произношении между регионами или социальными классами) и сочетает в себе как унаследованные качества, так и приобретённые. Каналы передачи культурного капитала из поколения в поколение тяжело поддаются изучению ввиду их скрытой природы, однако вполне естественным фактом является воспроизводство в рамках семьи как малой социальной группы подобных себе по культурному и социальному капиталу. В объективированном состоянии культурный капитал представляет собой элементы культурного наследия – памятники, картины, литература и т.д., и уже, в отличие от инкорпорированного, может передаваться и приобретаться материально. В институционализированной форме культурный капитал нескольких индивидов может быть сравним между собой, так как существуют официальные бумаги, его фиксирующие и измеряющие: дипломы, аттестаты и иные подтверждения квалификации и успехов человека. Таким образом, разновидности культурного капитала создают единый культурный образ индивида, воспринимаемый социумом со стороны.
Итак, в теоретической части были освящены ключевые термины нашего исследования - искусство и культурный капитал, - в ракурсе теорий Адорно и Бурдье. Социология искусства представляет собой раздел социологии, изучающий проблемы функционирования искусства в контексте общества, разнообразные формы взаимодействия искусства и социума. Культурный капитал - набор знаний, вкусов и идей, утверждающий человека в его социальном статусе.