И это что то почти всегда должно быть лучше того ,что было.
То есть Жертва способствует улучшению мира, и поэтому она нравственна!
Стремясь улучшить мир,жертва развивает систему нравственных категорий. Но раз она развивает систему нравственных категорий,то она так же и усложняет её.
Действительно,говорить «это хорошо», «это плохо» приходится всё чаще.
Вопросы нравственности становятся всё сложнее.
«Жрецов» нравственности всё больше.
Ведь надо охватить всю систему и контролировать её исправное функционирование.
Вот тут-то и скрыта ловушка!
Ведь с усложнением система стремится к абсолютизации.За ним приходит окостенение.
Но ведь действительность не абсолютна, а динамична.От действительности никуда не уйдёшь.Функционирование системы нравственных ценностей вне обьективной действительности немыслимо.
Следовательно, абсолютная система нравственных ценностей будет испытывать всё возрастающее воздействие динамичной действительности.И в какой-то момент громоздкая переусложнённая система нравственных ценностей будет просто разорвана естественными приливами и отливами действительности.
Это значит только одно! Жертва несёт в себе разрушительное начало.В самом зародыше! И,следовательно, не может, в конечном счёте, быть нравственной.
Вот смотри: действительность – обьективна , и изменить её , манипулировать ею невозможно. Она независима. Мы просто существуем в действительности.
Система нравственных категорий вторична. Её порождает желание сделать мир совершеннее.
Остаётся только Жертва. Она-то со своим стремлением к лучшему и нарушает гармонию (точнее равновесие) обьективной реальности.
Заумно?
А ты никогда не задумывался, почему Данко (А.М.Горького)
Дав свет людям и указав им дорогу,в конце концов гибнет?
Нет,не потому,что основное это изображение подвига героя(Жертвы). А потому,что дальше вступили бы в борьбу две силы: мимикрия «благородства» Жертвы и её звериный оскал выползающий из подсознания.
То есть, Жертва стала бы перерождаться в свою противоположность.
Этот нравственный кроссворд Горький не мог тогда разрешить. С одной стороны - талант и вдохновенность художника , а с другой нравственный конформизм и стремление к душевному благополучию.
Горький не продолжил рассказ и о будущем того народа.
И ведь тоже не зря (чем больше задумываешься-тем больше загадок возникает ).
Зато уж для Горького эти загадки были решены уже при его жизни .
Он успел столкнуться со своим ВЫЖИВШИМ Данко.Но уже без сердца (оно ведь сгорело).Пришлось ему увидеть и «спасённый народ».
Впрочем пора вернуться к «чистому» исследованию и эксперименту.
Итак, какова роль Жертвы в системе нравственных ценностей?
Для ответа на этот вопрос поставим небольшой опыт.
Объект «А» - виновник уличного происшествия.
«В» - референтная группа (посторонние).
«С» - Жертва происшествия.
Результаты исследования показывают,что референтная группа «В» склонна считать виновной жертву происшествия ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ТЯЖЕСТИ ПОЛУЧЕННЫХ УВЕЧИЙ.
То есть , чем больше кого-то покалечили-тем больше он виноват.
Напомню:
С
А + В
-Ну уж это…-скажешь ты,не задумываясь,-просто странность какая-то , если не сказать больше.
А задуматься тут как раз надо бы (для своей же пользы).
Потому предлагаю небольшую,но очень впечатляющую прогулку в закоулки и потёмки человеческого подсознания.
Кстати,на поверхности снова лежит всё та же светлая и чистая вера в «СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР».
Но вот мы погружаемся с головой в трясину человеческого подсознания,чтобы понять-как же действует этот «СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР».
А вот как!
Большинство людей убеждены в том,что даже в самых случайных событиях есть свой смысл и справедливость,которую можно определить так.
ДОБРО ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ.
ЗЛУ – ВОЗДАЁТСЯ ПО ЗАСЛУГАМ.
Это проявляется в том, что:
ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ ВЕРИТЬ в то , что с ним без всякой его вины может случиться несчастье,а его достоинства и заслуги могут остаться невознаграждёнными.
Так легче жить.И этим оправдывают возникновение антипатии к жертвам каких-либо несчастий.
Ты не замечал как часто ищут обьяснений ,чтобы доказать себе,что другой сам виноват в свалившихся на него бедах.
Так же обьясняется и дискриминация людей с физическими недостатками.
Страшно то,что это проявляется уже в детском возрасте. Но ведь не даётся же это от рождения!
У взрослых действуют те же законы.Половина всех литературных сюжетов построена на этом пункте, где расходятся логика и чувства.
Из сказанного можно сделать вывод:
СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ ВООБЩЕ.
То,что принимается за справедливость, - это всего лишь штампы , которые на твоих же глазах иногда перерождаются до неузнаваемости.Да ещё так, что даже не остаётся за что либо уцепиться.
Следовательно виновата Жертва.
Виноват тот ,чьи останки перевариваются в туловище сожравшего его каннибала.
Почему?
Потому,что не сумел доказать свою. Правоту…сожрав его сам.
Виноват тот, кто гниёт и отчаянно смердит ,а не тот,кто убил и насилует его дочь.
Почему?
Потому что убийца продолжает видеть солнце ,небо,море и необьятный простор (ставший,кстати посвободнее после гибели Жертвы) и получать,…получать от этого удовольствие.
А самое большее на что способна жертва,- это умножать зло , которое разрастается и цветёт ужасным цветом на его трупе,распространяя зловоние от которого хочется бежать.
Надеюсь ты ещё не убежал.
Да,да,конечно,неприятно.Впрочем можно этого и не замечать,как и поступает большинство по простоте душевной.Действительно,так легче ,но не честнее!
-Откуда такой пессимизм?! И вообще , зачем так мрачно?-морщишься ты,-не очень-то похоже на правду.Скорее напоминает КОЕ-ЧТО другое.Ведь есть же светлые стороны.Например,то,что любишь,то,что делает жизнь осмысленной-близкое,дорогое.Любовь,дружба,первое незабываемое чувство.ЭТО составляет обьективную картину мира.
-Ну что же,-отвечу я.-Заметь,не я первый это сказал,а ты первый подумал.А потому приготовься к самому страшному. Мир начнёт терять привычные очертания и обретёт устрашающую,парализующую волю зыбкость!