Универсальная и индивидуальная ki
ПРЕДИСЛОВИЕ
С давних времен религии проповедывали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, который, как кажется, идет вне сферы влияния человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетенным. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а достигнув этой цели ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания?
Интересно, что в истории Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (bugei), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (budo), направленного к совершенствованию личности человека за счет соединения разума, тела и духа. С начала 17 века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путем чайной церемонии, Путем стихисложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа.
Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический, психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (kata). Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет ее бессчетное число раз, пока полностью на овладеет ей. Слова не произносятся и об`яснения не даются; обучение зависит от ученика. При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней.
Это соединение осуществляется потому, что с самого начала происходят внутренние психологические изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и при этом уменьшает упрямство, искореняет своевольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При этом начинают проявляться его или ее настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной тренировки.
Основа духовного мастерства в том, что личное сознание становится безличным сознанием. В любом боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для Пути владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения, чтобы не допускать повления открытых мест (suku) для входа противника. Если такое место появляется, то это происходит за счет собственной личности. Человек становится уязвимым, как только останавливается на мыслях о получении преимущества, пугании противника и достижении превосходства: когда разум хотя бы на момент останавливается, тело замерзает и свободное напрерывное движение теряется.
Дзен-буддистский монах Такуан (1573-1645), который был доверенным лицом Ягуи Муненори - мастера меча из дома Екугава, написал небольшой трактат "Верный и вездесущий меч таи-а":
В искусстве владения мечом никогда нельзя замыкаться на победе или поражении, силе или слабости, на том, чтобы не делать ни шага вперед или назад, чтобы не видеть врага и не быть увиденным им. Постигнув этот принцип, который важнее чем разделение Неба и Земли, глубин которого не могут достичь даже ин и янь, человек сразу станет непревзойденным мастером в искусстве ". тай-а - это мистический меч, дающий жизнь всему сущему: действующему за и действующему против, другу и врагу.
Сам Ягуи Муненори подчеркивает значение преодоления личного при постижении искусства владения мечом. В трактате, известном под названием "Постепенное овладение искусством борьбы" он пишет, что цель тренировок в боевых искусствах состоит в преодолении шести болезней: желания победить, желания использовать хитрый прием, желания показать себя, желания психологически подавить противника, желания оставаться поссивным, пока противник не раскроется, и, наконец, желания освободится от этих болезней.
Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобожденное от личности сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи безличным, оно рассматривает все предметы и всех людей не в перспективе из собственного центра, а относительно, через их центры. В кругу бесконечного движения каждая точка становится центром Вселенной. Способность видеть все сущее вне личности - центральная концепция единства с природой системы Синто - соответствует тому, что буддисты называют Мудростью, тому, что в своем высшем проявлении не содержит ничего, кроме движения.
Такой взгляд составляет основу всех Путей боевого искусства и культуры по традициям Японии. Айкидо, созданное гениальным Учителем Морихеем Уесиба (1883-1969) воплощает эту основу в современных условиях.
В одной из своих лекций, об`ясняя слушателям сущность своего искусства, он утверждал:
" Смысл будо не в том, чтобы поразить противника с помощью силы или смертельного оружия. Не предназначено оно и для уничтожения мира оружием или другими средствами. Истинное будо призывает к упорядочению внутренней энергии вселенной, защите мира в мире, концентрированию и сохранению правильных форм в природе. Тренировка в будо способствует усилению внутри моего тела и духа любви к kami - божеству, охраняющему, берегущему и совершенствующему все в природе.
Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что боевое искусство должно быть созидательной силой, создающей любовь, в свою очередь ведущую к созидательной, полной жизни. Это может быть сказано и о его собственном жизненном пути, полностью посвященном боевым искусствам. В одной из своих последних бесед он сказал: "Айкидо - это истинное будо, вырабатывающе всеобщую любовь. Это защита всех живых существ, это средство, дающее всему сущему жизнь и определяющее место. Это источник развития не только истинного боевого искусства, но и основа роста и развития всего сущего."
Айкидо, оставаясь формой традиционного боевого искусства, вырабатывает эту всеобщую любовь путем интенсивной тренировки тела. Однако, тяжелая физическая работа не может быть отделена от развития разума и реального духовного роста. Хотя многие люди и не достигнут конечной цели, основной элемент всего процесса - тренировка, не имеющая ни начала, ни конца. И на таком пути, в самый неожиданный момент, может появиться понимание сущности айкидо как жизненного Пути, а не только боевого искусства.
Нам очень повезло, что сын и наследник Учителя Уесиба, Уесиба Киссомару, в настоящее время ведущий Учитель (Дошу) айкидо, согласился перевести свою написанную по-японски книгу на английский язык. Он убежден, что истинная сущность айкидо, свободная от взаимной конкуренции, как личной, так и национальной, должна надежно сохраняться в тренировочном центре. К тому же, слово dojo "место просветления" произошло от санскитского bodhimanda, что значит место превращения личного сознания в безличное.
Таитетсу Унно ВВЕДЕНИЕ
Недавнее распространение айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой.
Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель айкидо - формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. Этому способствует угроза ядерной катастрофы; человечество сейчас находится на грани глобальной болезни.
В эту эпоху резкого обесчеловечивания айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа ki- компонента вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием.
Духовная основа боевые искусств Японии изначально была заложена в цели победы на поле боя. Но победа живет недолго; она быстро проходит и исчезает. Кто-то может выйти из сражения победителем, но эта победа никогда не даст окончательного удовлетворения. Поэтому существует потиворечие в посвящении жизни интенсивным тренировкам для достижения того, что длится недолго.
Это противоречие было разрешено с формированием будо (Пути боевых искусств), и его наиболее перспективного современного продолжения - айкидо. Айкидо учит пути достижения абсолютной победы на основе философии отсутствия протвоборства. Отсутствие противоборства означает подавление человеческих инстинктов агрессивности и столкновения и направление их по пути любви. Такая философия кажется странной для боевых искусств, но в ней сущность будо.
В связи с быстрым распространением айкидо по свету мы опасаемся, что истинное значение этого искусства не всегда правильно преподносится в теории и практике. Хотя мы приветствуем международное развитие айкидо, но если оно не сохранит философские основы и принципы в том виде, в котром они были сформулированы Основателем - Учителем Уесиба Морихеем, то это будет действительно прискорбно. Из-за этого мы постоянно ощущаем свою отвественность и постоянно работаем с целью улучшить эту ситуацию.
Очень своевременно то, что моя книга Aikido no kokoro теперь переведена на английский язык под названием "Дух айкидо". Перевод сделан профессором колледжа Смита Таитетсу Унно, долгое время изучавшим айкидо. Первое японское издание вышло в 1981 г. к 50-ой годовщине Высшей Школы Айкидо. Книга включает многие традиционные азиатские взгляды и идеалы, некоторые из которых, возможно, будет тудно уловить. Но я надеюсь, что в процессе тренировок на практике будет постигаться основная идея - динамическое состояние, основанное на единстве универсальной и индивидуальной ki.
Я считаю, что эта небольшая книга предназначена главным образом для занимающихся айкидо, но мне бы доставило большое удовлетворение, если бы и любой другой читатель смог получить некоторое предствление об айкидо как об особой форме искусства, призывающей не к насилию, а к гармонии мира.
Уникальность айкидо
Айкидо - это по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki (летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.
Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ki, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ki, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо.
Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство, айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех уровней и классов общества.
Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.
Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после П Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, айкидо отказывается присоединиться к такой системе классификации и остается верным исходному положению будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся айкидо создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное айкидо". Это серьезное дело, поскольку превращение айкидо в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача айкидо - сохранение основ будо и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом будо, сформулированным Учителем Уесиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.
Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения айкидо в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уесиба, немотря на то, что люди могут рассматривать его только как еще одну форму искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое айкидо и четко отделяющее его как от классического будо, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для айкидо, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.
Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос "Что есть айкидо?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп:
Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения определенных предствлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по айкидо, они по существу оказываюся разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приемов. С первого взгляда айкидо с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: " Все кажется заранее запланированным и похожим на балет", "в движениях нет переломного момента, высшей точки", "в критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в айкидо нет турниров на звание чемпиона, как в дзюдо, карате и кендо?". "Почему оно ограничено показательными выступлениями, даже одно из которых производит очень сильное впечатление?" "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников". " Без соревнований никто не будет серьезно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос это: "Может ли тот, кто изучил айкидо, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий айкидо, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.
Реальные занятия айкидо - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся айкидо характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, приступив к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и сущность айкидо. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот кто прошел этот процесс познает некоторые стороны айкидо как уникального боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (atemi). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем, он будет поражен, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (ukemi), правильное определение расстояния (ma-ai), вход (irimi) и другие движения корпуса (tai-sabaki). Фактически все тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординированно двигаться, причем в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того, чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ki . Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и дает непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба.
Наконец, по мере совершенствования ученика будет удивлять бесконечное количество приемов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого искусства.
Короче говоря, только реальные занятия айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо - постоянная тренировка тела и разума ка основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.
Гармонизация ki
В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а сейчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия - признаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.
Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я посетил центры айкидо в разных странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу, который тогда говорил:
"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек".
Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: "Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу айкидо и современного Запада.
Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, очень приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится легко.
Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков, мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства, проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе, разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая возможность представляется реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо быстро развивается. Если рассматривать технику айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основателем и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.
Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием , она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сочетании с национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как метафизический принцип в нескольких школах китайских мыслителей. Ki считалась, например, основным принципом гармонии, и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций), движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы).
Термин ki никогда не был четко определен. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и янь, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.
В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия ( ) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.
Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме.
Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".
Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki, в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.
Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и духовные возможности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.
Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho chushaku, труду школы Кито: "Kito означает под`ем и падение. Под`ем соответствует форме ин, а падение - форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума, ритмичность в сочетании силы и гибкости показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счет ki. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ki достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону и он падает за счет нее сам. В этом суть победы над врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счет этого слабый побеждает сильного."
Чтобы проиллюситрировать значение ki в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие определенные точки зрения: " Возможность победы зависит от ki. Внимательно следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой возможность победы. В дзен в этом случае говорят о "возможности проявления дзен". Возможность победы дает ki, которая спрятана и открыто не проявляется (Heiho kaden sho).
"Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ki. Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в системе ин и янь. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во все сущее жизнь через посредство ki. Ki - это зарождение жизни, и когда ki покидает форму, наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)".
Теперь давайте перейдем к пониманию ki на основе учения Учителя Уесиба. Его взгляд на ki, сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki. Два его положения о ki следующие:
"На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овледевал его внутренними секретами, но я также понял даже более великую истину. То есть, когда я на основе будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и об`единяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми проявлениями об`ектов вселенной.
На основе тонкой работы ki мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ki расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос. Гармония сочетания системы ki-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире."
Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной жизни: " Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ki и проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход waza (правильной техники).
Изменения дыхания, связанные с ki вселенной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта со вселенной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека."
Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными по мере развития мысли: "Тонкие изменения дыхания вызывают внутрениие перемещения ki в теле. Иногда эти перемещения резк