Глава i. теоретические основы развития письменной коммуникативной компетенции
ВВЕДЕНИЕ
Обучение иностранному языку включает в себя овладение учащимися такими видами речевой деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо. Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков.
Образовательные программы по немецкому языку определяют конечной целью обучения развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, т.е. овладение иностранным языком как средством общения. Раньше на уроке иностранного языка весь учебный процесс был направлен только на формирование коммуникативной устной компетенции. В последнее же время лингвисты выделяют еще один обязательный вид компетенции – письменную коммуникативную компетенцию.
Организация обучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе сегодня предполагает учет не только коммуникативных, но и познавательных способностей школьников, которые непосредственно влияют на их эмоционально-оценочное отношение к содержанию обучения, мотивацию к овладению культурой, стимулируют гармоничное развитие личности, способствуют повышению её творческого потенциала.
Теманашего исследования: «Креативные письменные задания как средство развития коммуникативной компетенции школьников».
Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью различных форм письменных заданий в современных УМК, формирующих коммуникативную письменную компетенцию, низкими результатами школьников при выполнении письменной части ЕГЭ по немецкому языку, а также невысокой развитостью иноязычного общения в виртуальном пространстве.
Помимо общения на родном языке в самых различных чатах и форумах в сети Интернет, часто мы встречаемся с необходимостью писать, читать, понимать иностранную речь. Из этого следует то, что одним из важнейших условий работы в данной сфере выступает овладение письменной речью на иностранном языке.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной письменной компетенции учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку.
Предметом исследования выступают креативные письменные задания для учащихся средней школы, изучающих немецкий язык как профильный.
Цель данной работы заключается в изучении возможностей использования креативных письменных заданий при развитии коммуникативной письменной компетенции школьников на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) рассмотреть понятия «компетенция», «коммуникативная компетенция», «иноязычная коммуникативная компетенция», «креативное письмо»;
3) проанализировать характер письменных заданий и тематическое содержание современных учебно-методических комплексов по немецкому языку;
4) разработать учебно-методический комплекс (Приложение CD), включающий в себя креативные письменные задания для старшей ступени обучения немецкому языку;
5) апробировать комплекс креативных письменных заданий на старшей ступени обучения;
6) определить эффективность использования креативных заданий при развитии коммуникативной письменной компетенции учащихся старших классов.
Гипотеза исследования:использование креативных письменных заданий 2 видов (генеративных и интерактивных) при обучении иностранному языку в средней школе способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Теоретической базой данной работы послужили работы по коммуникативной компетенции Е.М. Бастриковой, М.З. Биболетовой, Г.И.Бубновой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Б.А. Глухова, И.В. Морозовой, С.Г. Плукина, В.В. Сафоновой, А.Н. Щукина и др.; работы по коммуникативной письменной компетенции А.Е. Веретенниковой, З.М. Исхаковой, А.А. Леонтьева, Г.Н. Роговой, Е.Н. Солововой, а также исследования по проблемам креативного письма отечественных и зарубежных ученых: Н.Г. Кизриной, Е.С. Пикановой и О.И. Савиловой, Ю. Вольфрум (Jutta Wolfrum), Дж.П. Гуилфорда (J.P. Guilford), У. Ливнау (Ulrich Liebnau), В. Меркельбаха (Valentin Merkelbach), Г. Поммерин (Gabriele Pommerin), З. Прейзера (Siegfried Preiser), М. Чиксентмихайи (Mihaly Csikscentmihalyi), К. Шустера (Karl Schuster).
В ходе исследования данной работы нами использовались следующие методы научного исследования:
· анализ теоретической (психолого-педагогической, методической) литературы с целью определения исходных положений понятийного аппарата и основной направленности разработки исследования;
· синтез теоретического и эмпирического материала;
· эксперимент для доказательства поставленной гипотезы;
· анкетирование для определения степени сформированности коммуникативной письменной компетенции;
· тестирование для выявления показателей учебного процесса к моменту проведения итогового теста.
Выпускная квалификационная работа структурно представлена введением, теоретической и практической главами, заключением, библиографическим списком, включающего 64 источника на русском и немецком языках, и приложениями. Общий объем исследования составляет 93 страницы печатного текста и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, характеризуется предмет и объект выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются понятия:
· «компетенция»;
Б.А. Глухов и А.Н. Щукин определяюткомпетенцию (от лат. competens – способный) – как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [Глухов, Щукин 1993, 109].
· «коммуникативная компетенция» и ее структура;
Подкоммуникативной компетенциейпонимаетсяспособность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения [Глухов, Щукин 1993, 109].
· «креативное письмо».
Креативное письмо представляет собой «особый вид человеческой деятельности по созданию нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Художественный текст, продукт творческой деятельности, является отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире, что проявляется в разнообразии направлений постановок и неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами» [Кизрина 2006, 33].
В первой главе анализируются также навыки и умения письменной речи, обязательные для овладения учащимися, содержание письменных заданий, становление и развитие креативного письма в отечественной и зарубежной методике, а также отличительные черты креативного письма и виды креативных письменных заданий.
Во второй главе исследуются письменные задания коммуникативной направленности в УМК по немецкому языку для старшей ступени обучения - «Deutsch. Kontaktе 10 - 11» Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной и «Deutsch 11» И.Л. Бим и Л.И. Рыжовой, представлен разработанный нами комплекс креативных письменных заданий для старшей ступени обучения по 8 темам - „Die erste Liebe“, „Die Einkäufe“, „Die Freizeit“, „Der Haushalt“, „Die Umweltprobleme“, „Die Eltern – Kinder – Kontakte“, „Die Film – und Theaterkunst“, „Die Schule. Das Studium“.
Далее описан ход опытно-экспериментальной работы по использованию креативных заданий для развития коммуникативной письменной компетенции школьников, представлены результаты апробации креативных заданий на курсах по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ при кафедре немецкой филологии.
В заключении приводятся выводы, полученные в результате работы. Приложение включает практический (практическое пособие, CD – диск) и наглядный материалы (диаграммы, анкета, контрольные работы, лексика по темам).
По результатам исследования опубликовано 3 статьи:
1. Энгель Е.А. Интернет в обучении иностранному языку // Эмиховские чтения: материалы международной заочной научно – практической конференции. Тюмень: Издательство Вектор – Бук, 2012. С. 121 - 124.2. Энгель Е.А. Особенности обучения письменной речи школьников при подготовке к ЕГЭ // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в свете современной образовательной парадигмы: сборник статей международной научно – методической конференции. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. С. 247 – 251.3. Энгель Е.А. Использование творческих письменных заданий при обучении иностранному языку // Иностранные языки: сопоставительное изучение и вопросы преподавания: сборник статей Международной научно - методической конференции. Тюмень: "Вектор Бук", 2011. С. 316 - 319.ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ