Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.
Позиции | Звуки | |||
а | о | и | ы | |
Абсолютное начало слова | ||||
После твердых согласных | ||||
После мягких согласных |
•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков
Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков
Язык | Коли-чество гласных | Признаки гласных звуков | Диф-тонги | ||||
ряд | подъем | лабиа-лизация | назали-зация | долгота/ краткость | |||
Русский | |||||||
Английский | |||||||
Немецкий | |||||||
Французский |
Фонетические изменения гласных в потоке речи
ОЛ: Реформатский: 193-198; (196-201); (226, 271 – сингармонизм)
Кодухов: 127-129 (сингармонизм) (140-142)
УМК: 178-179, 181, 182-183
Маслов: 146 (аккомодация)
Основные термины: позиционные изменения, комбинаторные изменения, редукция, количественная редукция, качественная редукция, сильная редукция, слабая редукция, аккомодация, заднерядная аккомодация гласных, переднерядная аккомодация гласных, сингармонизм (гармония гласных) (= 11). |
Задание 4. Редукция гласных.
Используя таблицу редукции гласных (табл. II «Качественная редукция», c. 12) запишите в транскрипции следующие слова: коробок, коробка, короб, орехи, за окном; осень, весна, перепёлка, пéрепел.
Задание 5. Переднерядная и заднерядная аккомодация гласных.
Обращаясь за справками к таблице II, затранскрибируйте слова глядеть, мяукать, мясорубка, синяя, жена, цеховой, житьё, цемент, цирковой, шиковать, целовать, шептать, шипеть, шестьдесят, желанный.
Таблица II
Качественная редукция (сильная и слабая редукция; редукция, осложненная аккомодацией*)
Слабая позиция гласного | Позиции в слове | Фонемы | Примеры | Фонетический процесс | ||||
<о> | <а> | <э> | ||||||
Безударный гласный в комбинаторно сильной позиции | а) абсолютное начало слова | [Λ] (вариантный знак – [α]) | [и] | оборот [ΛбΛр˚óт] апатит [ΛпΛт’´ит] седьмой [с’ид’м˚õj] зеркало [з’´эркълΛ] вата [вáтΛ]˚ горе [г˚óр’и] | Слабая редукция | Зона редукции | ||
б) 1-ый предударный слог | ||||||||
в) абсолютный конец слова (полный стиль произношения, «´икающая» норма) | ||||||||
а) 2-3-й предударный слоги | [ъ] | [ь] | карандаши [къръндΛш´ы] косоворотка [късъвΛр˚óткъ] перебежать [п’ьр’ьб’ижáт’] город [г˚óрът] осень [óс’ьн’] горе [г˚óр’ь] вата [вáтъ] | Сильная редукция | ||||
б) заударные слоги | ||||||||
в) абсолютный конец слова (неполный стиль произношения – разговорный) | ||||||||
Безударный гласный в комбинаторно слабой позиции | а после мягкого согласного и между мягкими согласными (орфографическое Я) | [’и] | лягушка [л’игýшкΛ/ъ] мятеж [м’ит’´эш] | Слабая редукция + переднерядная аккомодация (см. табл. 2) | Зона редукции и аккомодации по ряду | |||
[’ь] | лягушонок [л’ьгуш˚óн˜ък] мятежа [м’ьт’ижá] | Сильная редукция + переднерядная аккомодация | ||||||
э в абсолютном начале слова и после твердого согласного | [ы] | этаж [ытáш] жестянка [жыс’т’∙áнкΛ/ъ] | Слабая редукция + заднерядная аккомодация | |||||
[ъ] | жестяной [жъс’т’ин˚õj] | Сильная редукция + заднерядная аккомодация | ||||||
Аудиторная самостоятельная работа
Транскрибируйте слова* и дайте характеристику фонетических изменений гласных русского языка, заполняя графы следующей таблицы:
Слова (в транскрипции) | Изменение гласных в слове | ||||
бразец выполнения задания: [тр◦удъл’◦•уб’´ивыj] 1 2 3 4 | колич. редукция | сильная качеств. редукция | колич. редукция + передне-рядная прогрес. аккомода-ция | колич. редукция |
Тема IV. Консонантизм: классификация согласных
И их изменения в потоке речи
Классификация согласных фонем
ОЛ: Реформатский: 168-177 (172-181)
УМК: 173-177
ДЛ: Баранникова: 47-53
Головин: 40-43
Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые (назальные), дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные, зевные), гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные звонкие, шумные глухие (= 27). |
Задание 1. Классификация согласных по способу образования
Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание: