Обход закона в международном частном праве

С проблемой обхода закона можно встретиться в частном праве как во внутригосударственном масштабе, так и в международном. И в том и в другом случае стараются уклониться от применения «неудобной» нормы и прибегают к помощи другой нормы, более приемлемой. Конечной целью обхода закона выступает подчинение регулирования отношения такой норме, которая в положительном смысле расходится с отстраняемой нормой.

При обходе закона в МЧП переходят в сферу действия другого правопорядка, содержащего более желательные материальные нормы. Он опосредован созданием коллизионно-правового фактического состава, который выступает средством для обхода закона.

Сущность обхода закона состоит в обеспечении устойчивости системы МЧП при взаимодействии национальных правовых систем, выражающемся в исключении возмущающих воздействий на указанную систему посредством соглашения и иных действий сторон, отражающих сугубо частные интересы в ущерб интересам личности, общества и государства, охраняемых законом на основе императивного регулирования соответствующих отношений. В отечественной науке МЧП «обходом закона» принято называть искусственную привязку подлежащего регулированию отношения к тому или иному правопорядку в целях избегания принудительных законов другого государства.

Ряд национальных правовых систем вообще не содержит нормы об обходе закона. К ним относятся США, Австрия и Италия. Вместе с тем указанный институт активно используют в других государствах. При этом прослеживаются два подхода в вопросе законодательного определения его предмета:

1) законодательное закрепление исключения обхода материальных императивных норм в результате соглашения о выборе применимого права (Испания, Венгрия)

2) недопустимости создания обманным путем коллизионных привязок, в том числе и соглашением сторон, направленных на обход применимых норм закона, т.е. речь о коллизионной проблеме (Португалия)

Предмет регулирования нормы об обходе закона спорный. Муранов, Раапе, Ануфриева - обходится не коллизионная норма, а внутренняя материальная норма обходимого закона. Кудашкин – объектом обхода являются коллизионные правоотношения по выбору применимого права, а не материальные нормы. Последние задействованы в механизме правового регулирования МЧП в целом.

Чтобы понять его сущность принципа «обхода закона» необходимо рассмотреть его соотношение с другими категориями:

1) правило автономии воли

Автономия воли в МЧП является одним из его важнейших принципов, целью которого является определение применимых материально-правовых норм выбранного права. В соответствии с этим принципом суд обязан применить право, избранное самими участниками правоотношения.

Однако автономия воли не является абсолютной, она ограниченная. Принцип автономии воли действует до тех пределов, за которыми воля субъектов хозяйственной деятельности не самостоятельна и должна исходить из установленных на основании законов ограничений и запретов. В области МЧП для этих целей и призван институт обхода закона.

2) правило наиболее тесной связи

Принцип тесной связи в любом случае обеспечивает определение применимого права к конкретному правоотношению с иностранным элементом - стороны выбирают применимое право по соглашению между собой, в случае же отсутствия такого выбора применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Вопрос об обходе не возникает в сфере диспозитивного коллизионного регулирования, прежде всего в тех сферах МЧП, в которых действует автономия воли сторон. Указанные сферы не являются объектом, а в обходе закона соответственно не содержится предмета, направленного на регулирование отношений в этих сферах. В этой части действительно исключается действие и применение обхода закона.

В той части международных частных отношений, в которых государство, установило императивное регулирование, являющееся отражением принципа тесной связи в силу специфичности объекта правового регулирования, возможно нарушение, когда стороны своим соглашением пытаются разорвать, нарушить объективно существующие связи между МЧП и соответствующим ему императивным правовым регулированием. В силу этого нарушается принцип тесной связи. И именно в такой ситуации действует обход закона, предотвращающий соглашения и иные действия, направленные на нарушение объективно существующей связи между МЧО и опосредующим его средством правового регулирования на основе субъективного вмешательства в указанные объективные процессы.

3) оговорка о публичном порядке

Предметом обхода закона является недействительность соглашений и иных действий, направленных на исключение объективно применимого в силу закона права и, как следствие, применение иного права. Предметом же оговорки о публичном порядке является исключение применения иностранного права, если его применение противоречит публичному порядку страны суда. В рамках применения оговорки о публичном порядке не решается вопрос о правомерности выбора применимого права. Главное здесь - исключение применения иностранного права в силу условий, определенных указанной оговоркой. Различие между обходом закона и оговоркой о публичном порядке - это различие между субъективным основанием признания недействительным соглашения о применимом праве, не требующего в последующем применения оговорки о публичном порядке, и объективным основанием исключения применения иностранного права, не требующего для этого использования нормы об обходе закона.

4) императивные нормы, имеющие особое значение

В российской правовой системе институт императивных норм установлен ст. 1192 ГК РФ, которой определено, что такие нормы регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права Статья 1192 не устанавливает, что соглашения, которые направлены на обход таких императивных норм, недействительны. Предметом и соответственно функцией обхода закона являются отношения недействительности соглашений, направленных на обход императивных норм прямого действия, императивных норм - обеспечение приоритета и, как следствие, применение указанных норм, по сравнению с правом, выбранным в соответствии с соглашением сторон.

Однако в ряде случаев запрет на обход закона имеется в законодательстве об МЧП в РФ:

1) выбор права сторонами договора(ч.5 ст.1210 ГК РФ)

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

2) пророгация и дерогация

Пророгационное соглашение – это соглашение, по которому трансграничное гражданское дело становится подсудным судебной системе того или иного государства. Дерогационное соглашение – это соглашение, в силу которого подлежащий разрешению спор изымается из сферы изымается сферы его юрисдикции и передается суду другого государства.

Наши рекомендации