Виды письменных упражнений

Рассмотренные выше специфические особенности письменной речи как вида речевой деятельности и репрезентирующие ее в процессе письменного общения перечисленные умения обусловливают трудно­сти этой деятельности для изучающих иностранный язык. Эти трудно­сти могут быть преодолены при условии использования научно обосно­ванной методики и, в частности, целенаправленно разработанной сис­темы упражнений, базирующейся на современных принципах методи­ки обучения иностранным языкам.

Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики.

Леонтьев А.А. в «Общей методике обучения иностранным языкам» приводит следующие типы письменных высказываний и формирующие их упражнения:

· Письменное воспроизведение по памяти группы прочи­танных или аудированных, связанных по смыслу предложений (микро­текстов). Это элементарное упражнение аналогично самодиктанту.

· Написание (составление) плана прочитанного/прослушанно­го текста в форме вопросов, назывных (номинативных) или простых утвердительных предложений, сказуемым которых является глагол в настоящем времени изъявительного наклонения. Составление плана играет важную роль в повышении культуры мышления, улучшения логики: наблюдая способ письменно­го изложения мыслей в тексте - источнике, обучаемые учатся последова­тельному изложению, развитию идеи, приемам выражения причин­но-следственных отношений, выделению главного, отделению более существенной информации от менее существенной и др.

· Озаглавливание выделенных частей текста, а также написание
тезисов - развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения. Тезис определяют как краткую, сжатую формулировку какого-либо положения или утверждения. В тезис включаются
только наиболее убедительные, не вызывающие сомнений аргументы.

Умение составить план и тезисы прочитанного/прослушанного текста облегчает обучаемым овладение другими формами письменной речи, в частности - изложением и конспектированием.

· Изложение - это вид упражнения, при выполнении которого
реализуется несколько целей, а именно:

- совершенствуются умения рецептивных видов речевой деятель­ности, понимания и запоминания воспринимаемой рецептивно инфор­мации:

- вырабатываются умения ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логической последовательности фактов, событий, явлений, о которых идет речь в тексте:

- развивается умение дифференциации информации;

- формируется умение логично, последовательно, выразительно, четко излагать в письменной форме воспринятую информацию;

- контролируется усвоение языкового материала, уровень разви­тия языковых навыков и умений излагать письменно определенное содержание.

Различают следующие виды изложений:

1) краткий письменный пересказ фабульного текста на иностранном языке: подробное, деталь­ное изложение услышанного рассказа;

2) изложение содержания повест­вования от другого лица, от имени одного из персонажей; изложение - версия пишущего с сохранением канвы авторского повествования [Леонтьев, 1991: 261] .

Маслыко Е.А. и Бабинская П.К. в «Настольной книге преподавателя иностранного языка» выделяют тренировочные и речевые упражнениям(см. Приложение №1).

Целью тренировочных упражнений является овладение языковым материалом в графическом оформлении и подготовка к операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К данной группе относят разнообразные упражнения с моделями: имитация, подстановка, трансформация, отбор, конструирование, комбинирование, сокращение, расширение, перевод и др. Эти упражне­ния могут снабжаться ключами для самоконтроля и выполняться во внеаудиторное время.

К речевым упражнениям относят все виды заданий, обучающих передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме. Эти упражнения, с помощью которых формируются различные умения письменного высказывания, базируются на типоло­гии различных форм письменных сообщений. Выделяют речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно - речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно - речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

Письменные тренировочные языковые упражнения

1.Перепишите разные, отличающиеся друг от друга по лексико-грамматическому оформлению, предложения.

2. Ответьте в письменной форме на вопросы к предложениям.

3.Выберите правильный ответ на поставленный вопрос из ряда данных и запишите его в тетрадь (на доске).

4.Раскройте скобки в предложении.

5.Подставьте в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложений.

6.Трансформируйте выделенные в предложении слова в заданную форму.

7.Вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова, за­полняющие соответствующие пропуски.

8. Переведите с родного языка на иностранный указанные предложения и запишите их.

9. Замените слова и словосочетания в предло­жениях.

10. Расширьте или сократите предложения по об­разцу.

11.Трансформируйте прямую речь в косвен­ную.

12.Выпишите из текста предложения для иллюст­рации употребления заданных слов, словосочетаний и грамматических структур.

13.Объедините разрозненные реплики диалога и предложения и перепишите в форме единого, ло­гичного текста.

Речевые упражнения для обучения написанию письма

1. Просмотрите приведенные речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признатель­ности.

2. Выпишите из списка речевые формулы, выра­жающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма.

3. Просмотрите тексты писем и определите ком­муникативно-смысловую задачу каждого из них.

4. Проанализируйте тексты писем, охарактери­зуйте их авторов.

5. Определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности; поздравление, приглашение и т. д.).

6. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-л., приглашение).

7. Определите средства изложения мыслей в раз­ных по стилю и характеру письмах; отметьте пере­ходы от одной мысли к другой; укажите средства обращения к адресату; средства выражения отноше­ния автора и оценки описываемых событий.

8. Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуни­кативную задачу и ситуацию написания письма.

9. Проанализируйте образцы оформления кон­вертов и листа бумаги для письма, заполните ряд конвертов с учетом характера письма, напишите свой адрес и дату написания письма в верхней ча­сти листа бумаги.

10. Составьте письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое) для соответствующих ситуаций общения.

11. Составьте письмо проблемного характера (письмо-сообщение, письмо-описание, письмо-рас­суждение, письмо-повествование), используя соот­ветствующий стиль и подбирая оформляющие ре­чевые средства с учетом ситуаций общения.

12. Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения.

13. Составьте письма разным адресатам, внося соответствующие изменения в один и тот же текст сообщения с учетом их возможного отношения к из­лагаемой информации.

Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом

1.Озаглавьте абзацы текста.

2.Составьте тезисы к каждой смысловой части текста.

3. Выпишите из текста 7—10 наиболее значи­мых с точки зрения содержания предложений.

4. Составьте план пересказа с учетом указанной письменно - коммуникативной задачи.

5. Составьте письменный пословный (избиратель­ный, дифференцированный, ориентированный, сжа­тый) пересказ основного содержания текста.

6. Составьте письменное сообщение потенциаль­ному, реальному или воображаемому адресату, ис­пользуя содержание текста.

7.Составьте письменное высказывание-аргу­ментацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.

8. Составьте письмо-описание на основе со­держания текста и иллюстративных материалов.

9. Подготовьте тематическое или проблемное сообщение в письменном виде для последующего устного воспроизведения в ситуации публичного об­щения.

10. Подготовьте тезисы для устного публичного выступления по определенной проблеме, включите в выступление содержательный материал текста.

11. Составьте конспект содержания текста, ука­жите речевые средства передачи основного содер­жания текста.

12. Составьте реферат текста.

13. Составьте аннотацию текста.

14. В соответствии с планом устного выступления составьте его конспект (тезисы), используя конкрет­ный текст или подборку текстов по теме или проблеме.

Письменно - речевые упражнения для обучения иноязычной речевой деятельности

Чтение на иностранном языке

1.Выпишите из текста встречающиеся впервые слова и словосочетания, фразеологизмы и иллюст­рирующие их употребление предложения.

2.Параллельно с чтением текста составьте те­зисы, запишите определения, толкования, формули­ровки, мнения.

3.Сформулируйте письменные ответы на вопро­сы, поставленные субъектом чтения (указываются разные типы читающего и ситуации разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучаю­щего).

4. Всоответствии с названными задачей и ситуа­цией чтения найдите в тексте и выпишите необхо­димую информацию, укажите оформляющие ее иноязычные речевые средства.

5. Сделайте письменный обзор (реферат) по теме или проблеме, используйте при этом различные источ­ники на иностранном языке.

6.Составьте рефераты (аннотации) по статьям специального журнала (сборника).

7.Составьте письменный проблемный обзор ли­тературы по специальности.

8.По аналогии со статьей (ее структурой) подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале.

Восприятие письменной речи

1. Систематизируйте имеющуюся в письме ин­формацию, отметьте материал, требующий реагиро­вания, подчеркните заслуживающие внимания места.

2. Составьте ответ на письмо, учитывая его со­держание, характер автора, соотнесенность коммуни­кативных ситуаций автора письма и его получателя.

3. Отвечая на вопросы, поставленные в письме, прокомментируйте их, выразите свое собственное мнение.

4. Оформите собственное инициативное письмо - ­ответ, учитывая свою коммуникативную ситуацию письменной речи.

Инициативное письменное общение

1. Назовите и охарактеризуйте различные формы письменной речи в общении, совместной деятельно­сти, межличностном взаимодействии.

2. Ответьте на письменное обращение к вам. Учтите при этом коммуникативные ситуации его на­писания отправителем и получения его вами.

3. В соответствии с разными коммуникативными задачами, характерными для актуальной (реальной) и потенциальной (будущей) деятельности составьте письменные обращения к другим лицам. Объясните характер, содержание и форму этих обращений.

4. В соответствии с одной и той же коммуника­тивной ситуацией составьте различные письменные обращения, учитывая разные роли адресатов в со­вместной деятельности и межличностном взаимо­действии.

5. В процессе устного общения сделайте записи, заполните бланк, напишите записку, сделайте за­метки на память, внесите адрес в записную книжку, запишите планируемую работу в ежедневник.

Письменный перевод

1.Выполните письменный перевод отдельных предложений (текста с листа).

2.Выполните последовательный перевод устного сообщения на основе письменных заметок.

3.Подготовьте на иностранном языке письмен­ный реферат одного или нескольких текстов на рус­ском языке.

4. Составьте аннотацию русского текста на иностранном языке.

5. Переведите фрагменты текста с родного на иностранный язык, используя список слов, а также слова на полях (в подстрочнике, в скобках).

6. Выполните письменный переводной диктант.

Практика письменной речи

1. Сделайте письменное переложение печатного текста по памяти,

2. Сделайте письменное переложение аудиотекста по памяти.

3. Сделайте письменное переложение текста по плану.

4. Выполните письменный перевод печатного тек­ста со словарем.

5. Напишите сочинение по теме в соответствии с планом.

6. Напишите тексты писем с различной комму­никативно-целевой установкой и с обязательным соответствующим оформлением.

7. Составьте конспект лекции, статьи.

8. Подготовьте конспект по теме (проблеме) учебного занятия.

9. Напишите отчет о проделанной работе.

10. Составьте письменные предложения по реше­нию вопроса [Настольная книга преподавателя иностранного языка, 1996: 148-161].

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Все упражнения выполняются письменно.

Интерес, представляют, например, такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах;

- поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т.д.;

- подберите ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др.

На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обу­чать школьников составлению реферата и аннотации. Для такой письменной работы следует пользоваться общественно-политиче­ским, научно-популярным и публицистическим текстами, поскольку они позволяют формировать умение, необходимое каждому обра­зованному человеку. Реферат — это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысло­вой переработки.

Написание реферата дает возможность составителю выделить втексте основную информацию и запомнить ее. Написание реферата формирует у учащегося действии по трансформации различных лексических и грамматических средств языка для более краткой передачи смысла.

Реферат составляется так, чтобы использовать язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения иностранного языка неоценима.

Аннотация — предельно краткое изложение главного смысла тек­ста. В ней передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в аннотации излагается своими словами, что и позволяет обеспечить в большинстве случаев высокую степень абстрагирова­ния, обобщении смысла оригинала (исходного текста). Написание оригинала требует использования специальных клише, которые часто носят оценочный характер.

Наши рекомендации