Развитие навыков творческой письменной речи учащихся

В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо» (творческое). Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме [Valentin Merkelbach, 1993: 15].

Интерес к креативному письму появился в 80-х годах XIX века. Согласно учебным планам сочинение текстов должно было содержать сочинение творческих текстов и побуждать к письму для выражения своей фантазии. Считалось, что письмо имеет образовательную функцию совместно с развитием «Я» - личности и внутреннего мира ученика. Письмо служит для самоубеждения, самопонимания и восприятия идентичности. В центре стоит Я - личность, которая формулирует свое восприятие самого себя, других людей и мира, при этом систематизирует и делает доступным. Учащиеся должны научиться употреблять при письме большое разнообразие литературных видов текстов, поэтически- чувственные средства, такие как тон, ритм, образ, потому что данные средства могут облегчить написание [Valentin Merkelbach, 1993:137].

Особенность упражнений «креативного письма» состоит в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей.

Не следует забывать три важнейших условия при введении на занятиях креативного письма: цели обучения, принципы, методы и приёмы обучения, а также учебный контроль.

Написание письма - очень удачная форма упражнений, носящих полифункциональный характер. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.

На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.

На следующем этапе работы обучающимся предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения [Deutsch SII Kompetenzen, 2006: 62].

Как известно, в современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Так, Е.Н. Соловова выделяет директивный, лингвистический и деятельностный подходы [Соловова, 2003: 194]. Так как целью директивного (формального) языкового подхода является в первую очередь корректность написанного, а содержательная сторона отходит на второй план и основными признаками лингвистического или формально-структурного подхода являются «жесткое» управление процессом письменной речи, большое количество рецептивно-репродуктивных упражнений, то мы подробнее остановимся на деятельностном или содержательно-смысловом подходе к обучению письменной речи. В данном подходе письмо рассматривается как творческий процесс, в ходе которого происходит осознание и формирование мыслей. Целью процесса является продукция текста на основе индивидуального творчества обучающихся или учебной группы. Деятельностный подход позволяет организовать процесс овладения иноязычной письменной речью в соответствии с принципами личностно - деятельностного обучения. Концентрация на процессе, а не на результате деятельности, самостоятельность обучающегося в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений (сочинений, эссе, сказок, стихов и т.п.) отличают обучение в рамках данного подхода, а ориентация на личностное повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

При деятельностномподходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе, в ознакомлении их с различными стратегиями и приемами работы, а также редактировании собственных текстов. Таким образом, мы снова приходим к креативному письму. Творческое письмо дает возможность обучающимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные письменные произведения для тренировки умений чтения и говорения.

«Креативное письмо» может происходить только в особой атмосфере творческой свободы. Если на занятии присутствует страх, то атмосфера абсолютно бесперспективна для творчества, в том числе и для креативного письма.

Важнейшей целью обучающего «креативного письма» является порождение и поддержание радости в процессе письма.

Продуктивное творческое письмо может использоваться уже на раннем этапе обучения. Сначала можно рекомендовать различные виды опор: зрительную наглядность (предметы быта, картинки, фотографии), звуковую наглядность (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную наглядность (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т.д.). По мере обретения обучающимися опыта творческого письма снижается роль опор и возможны задания без опоры, например спонтанное творческое письмо о том, что вас в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т.д. [Valentin Merkelbach, 1993: 58].

Интересны упражнения с опорой на так называемый музыкальный текст, т.е. инструментальную музыку без слов. Субъективные ассоциации слушателя как бы находятся под влиянием настроения музыкального произведения. Эти ассоциации находятся в центре внимания. Музыка сама по себе теряет самостоятельное звучание. В этом случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, креативному письму. От выбора музыкального произведения зависит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние. Например, медитативная музыка хорошо подходит при описании фантастических путешествий.

Еще одна форма «креативного письма» – поэзия. Это может быть «хайку» как самая малая мировая поэтическая форма или так называемые эльфы – 11 слогов, составленных в определенном ритмическом рисунке.

Креативными являются письменные истории от лица какого-либо героя или какого-либо предмета об истории его жизни, письменное продолжение какой-либо прерванной истории или известного литературного произведения, мини-сочинения или эссе по выбранной цитате [http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/07/image/07-101.pdf].

Среди творческих письменных заданий особое место занимает написание рассказов. Для того чтобы управлять исполнением задания, учащимся могут быть предложены вопросы, на которые им предлагается ответить в форме придумывания рассказа.

Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Бывают следующие виды современных диктантов: репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий. Репродуктивный диктант - это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее учесть результаты этого обсуждения).

Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов. Задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать партнеру (партнерам). После этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. Для коллективного творческого диктанта учащиеся могут также вместе нарисовать на доске картину (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может также проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов (заданного количества) и т.п. Возможен диктант в виде записи «телефонограммы», в форме игры в «испорченный телефон» и т.п. [Deutsch SII Kompetenzen, 2006: 83].

Творческие работы типа очерка или сочинения, выполняемые на определенную тему, начинаются с так называемого тематического вступления, за которым следует тематическая фраза, развиваемая в тематических примерах и завершаемая переформулированием тематической фразы.

Важной частью письменного задания является разработка идеи. Это упражнение нередко принимает форму мозгового штурма - привлечения коллективных ресурсов. Например, для разработки рекламы необходимо вначале определить объем текста, шрифт и расположение фраз, характер фраз, отобрать легко узнаваемые и запоминаемые слова, придумать «приманку для покупателя».

Письменные креативные задания обладают огромным обучающим потенциалом и, по нашему мнению, могут быть использованы на каждом занятии по иностранному языку. Преподаватель подбирает и включает их в учебный план исходя из учебных целей и уровня умений обучающихся [Valentin Merkelbach, 1993: 115].

Наши рекомендации