Психологические особенности детей 5–6 лет
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю прежде всего необходимо знать психологические особенности шестилетних детей данного возраста, который.
Этот возраст особенно благоприятен для начала овладения иностранным языком. Пятилетки и изучения иностранного языка: шестилетки отличаются чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объёму языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные особенности теряют свою силу.
Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В пятилетнем возрасте ведущей деятельностью является игра, а в шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10–12 лет. Шестилеток привлекает школа, но наиболее естественными для них в школьной жизни являются игровые элементы, непосредственное общение с учителем и сверстниками. Для них важна предметная наглядность.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить базу для формирования у шестилетних детей основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Важно помнить при этом, что игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приёмов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.
Пятилетки и шШестилетки любознательны. При восприятии материала они склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2–3 минут) монологических объяснений педагогаучителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы.
Дети этого возраста очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Также они быстро утомляются. Рекомендуем вам следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности (обычно это происходит уже через 7-10 минут). При первых признаках снижения внимания мы советуем вам провести с детьми подвижную игру (желательноможно под музыку), спеть песенку, сменить вид работы.
Организуя разнообразную интересную деятельность с чётким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, педагогвы постепенно будете развивать произвольное внимание детей.
Мнемическая деятельность детей этого возрасташестилеток ещё несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приёмов позволит создать условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
Широко используя игрушки и картинки, педагогвы будете развивать образную и ассоциативную память, а чёткая постановка задач общения и организация их решения будут способствовать развитию словесно-логической памяти.
Важно знать, что воображение этих детейшестилетнего ребёнка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному.
Учитывая данную возрастную особенность, детей этого возраста, можно, например, использовать кубики (или другой материал) при ознакомлении детейучащихся со структурой речевых образцов, а игрушки (картинки) – при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств. При работе с шестилетками, иИгрушки постепенно нужно заменятьзаменяйте картинками, это также будет обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности. Нужно оОббратитье также внимание на то, чтобы игрушки не находились у детей дольше, чем это необходимо для решения игровой речемыслительной учебной задачи, иначе дети будут отвлекаться. Но, забиратья у детей игрушки нужно, делайте это естественно и, необидно: «Звери устали и хотят отдохнуть, куклы ложатся спать». И т. д.
Предлагаемая организация деятельности детейобучения, направленная на развитие их умения детей самостоятельно анализировать языковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, умения сознательно применять знания и усвоенные способы действий в самостоятельной иноязычной речевой деятельности, призвана совершенствовать наглядно-образное и развивать логическое мышление.
Дети 5 и 6 летшестилетнего возраста очень общительны и любят находиться в группе сверстников. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себе и своим действиям.
Организуя общение с детьми, нужно помнитье о том, что они не относят лично к себе замечания и указания педагога учителя, если эти указания носят общий характер. Ребенок не понимаетШестилетний ученик не понимает, что, обращаясь ко всем, педагогвы обращаетсяесь и к нему лично. Он будет реагировать только в том случае, если педагогвы обратитсяесь к нему персонально.
Чтобы шестиклассникидети легко и естественно включились в школьную действительность, требования к поведению («нельзя вставать без разрешения учителя во время урока», «поднимай руку, если хочешь о чём-то спросить» и др.) важно вводить.вводите постепенно, добиваясь их выполнения только к концу первого года обучения. Эти требования будут иметь форму просьб и пожеланий. Соответственно их нарушение будет вызывать не наказание, а ваше сожаление педагога, но никак не раздражение. Большое значение имеет первая встреча детей с педагогомвами – ваш ласковый голос, приветливая улыбка, доброе отношение к детям.
Среди пяти и шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и т. д.). Это определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду.
Что касается шестилетних детей-первоклассников, то процесс их привыкания к школе По-разному происходит по-разномуи процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревоги, третьи капризны и т. д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения и на родном языке. Они либо излишне импульсивны, нетерпеливы, либо, наоборот, пассивны и робки. На импульсивных, непоседливых детей с особенно неустойчивой психикой следует обратить внимание с самых первых занятийуроков. Их нужно занимать работой, поручать им роли, требующие постоянной включённости в общую деятельность. Постоянные контакты и координация действий с учителем начальной школы, с родителями помогут педагогувам найти индивидуальный подход к каждому ребенкуученику.
В заключении приведем выдержки из интервью с М.М. Безруких – академика РАО, специалиста мирового уровня в области дошкольного воспитания и развития [1]:
Ø Изменились социокультурные условия роста и развития современных детей:
- только половина детей посещает дошкольные учреждения;
- отсутствует культура двора, которая была раньше: дети жили в разновозрастной группе, они активно общались между собой, и игра была ведущим видом деятельности;
- нарушение режима (достаточное количество движения, дневной сон, прогулка), раньше никому не приходило в голову в 5 часов вечера вести детей на занятия иностранным языком или забирать с дневного сна в музыкальную школу - дети недосыпают, не бывают на воздухе, они лишены свободного времени и времени на свободную игру.
Ø Изменились требования к дошкольникам, они неадекватны возрасту: от дошкольника сейчас хотят больше, чем 30 лет назад, но это может тормозить развитие. Дайте детям играть!
Ø Основа профессиональной работы с ребенком педагога и воспитателя – личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит глубокое знание психологии и психофизиологии ребенка.
Если вам интересно узнать больше о возрастных особенностях детей пяти-шестилетнего возраста, о том, как обеспечить успешное овладение ими иностранным языком как феноменом культурыпроблемах их обучения, советуем педагогувам прочитать следующие книги и статьи:
1. Безруких М.М. Главный критерий развития ребенка- движение вперед//Здоровье школьника, 2013, № 5, с.10-11.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М. 2016. – 524 с.
3. Виноградова Н.Ф. Программа образования детей старшего дошкольного возраста и ФГОС. – М.: Вентана Граф, 2016. – 96с.
41. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
53. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ. – 1987. – № 6.
64. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. – М.: Глосса-Пресс, 2010.
65. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. – М.: Прометей, 2011.Развивающая технология как инструмент реализации методической системы начального иноязычного образования. – М.: Прометей, 2012.
7. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. – М.: Прометей, 2013.