К экзамену найти любое из действующих соглашений РФ, проанализировать его с т.зр. содержания
C. Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Двойное налогообложение возникает в тех случаях, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами 2 и более раз за один период. Выделяют юр. и экономическое двойное налогообложение. Когда речь идет о юр. двойном налогообложении, то в этом случае, одно и то же лицо дважды облагается налогом. Экономическое налогообложение имеет место тогда, когда по одной и той же статье облагается налогом более, чем одно лицо, как правило, возникает в сфере дочерних организаций.
В сфере иностранных инвестиций особое значение имеет устранение международного юр. двойного налогообложения. В целом, устранение двойного налогообложения м. производиться 3 способами. Первые два способа устанавливаются нац-ым законодательством, к ним относятся кредитный зачет – в этом случае, налог, уплаченный за рубежом включается в домашнюю налогооблагаемую базу, но при этом, вычитается из налога, причитающегося к уплате. Второй способ – освобождение - в этом случае, доход, полученный за рубежом не включается в домашнюю налогооблагаемую базу. Третий способ - заключение соглашений м/у правительствами двух гос-в. Международные соглашения РФ об избежании двойного налогообложения м. условно разделить на 3 группы:
Соглашения, подписанные с гос-ми СНГ, на основании Соглашения о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 г. В настоящее время, соглашение для РФ не действует, но соответственно двухсторонние соглашения, принятие на его основе, функционировать продолжают.
2) соглашения, подписанные до 28 мая 1992 г., в том числе соглашения, заключенные Советским Союзом. Структура и содержание таких соглашений существенно отличается др. от др.
Соглашения, заключенные на основе Постановления Правительства от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и им-ва». Данным Постановлением б. одобрен проект типового соглашения, при этом, его базой стало типовое соглашение, разработанное организацией экономического сотрудничества и развития. В настоящее время данное Постановление утратило силу в связи с принятие нового Постановления от 24 февраля 2010 г. № 84, которое утвердило типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и им-во.
В такие соглашения в обязательном порядке д.б. включены следующие вопросы:
- лица, к которым применяются такие соглашения, при этом, соглашения применяют 2 термина для определения статусов налогоплательщиков: 1) лицо, под которым понимается любое ФЛ или ЮЛ любого из договаривающихся гос-в; 2) резидент – это лицо, которое по законодательству одного из договаривающихся гос-в подлежит в нем налогообложению на основании места жительства, постоянного места пребывания либо местонахождения руководящего органа.
- налоги, на которые распространяется соглашение – в целом такие соглашения заключаются в отношении налогов с доходов и им-ва. Однако конкретные виды налогов д.б. детализированы. Как правило, такие соглашения распространяются только на федеральные налоги.
В связи с принятие новой типовой формы особое внимание стало уделяться вопросам предотвращения уклонения лиц от платы налогов в др. гос-ве. Ст. 27 Типового соглашения устанавливает правила о содействии во взыскании налогов с правом для договаривающихся гос-в об определении применимого права в отношении подобных действий.
К экзамену найти действующее соглашение для РФ и проанализировать его.
7. Правовой статус оффшорных зон.
Оффшорная зона – это гос-во или его часть, в пределах которой для компаний не резидентов определяется особый режим регистрации их деят-ти. В оффшорной зон упрощается и ускоряется процесс регистрации не резидентов при уплате незначительного регистрационного сбора. Кроме того, в оффшорных зонах по заниженным ставкам уплачиваются налоги с прибили, для оффшорных компаний гарантируется конфиденциальность и они, как правило, освобождаются от гос-го валютного контроля.
В целях защиты нац-го бизнеса, оффшорным компаниям запрещено заниматься любой ПД в пределах оффшорной зоны. Основные доходы оффшорной зоны складываются из сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний, а также расходов оффшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств.
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. Вместе с тем, в большинстве развитых стран началась работа по сокращению оффшорных компаний. В науке представлена следующая классификация оффшорных зон:
Страны с полным отсутствием налогов и не требующие отчетности, в основном это небольшие гос-ва третьего мира – Багамские острова, Британские и Виргинские острова и Каймановые острова. В таких оффшорных зонах высока степень конфиденциальности и полностью отсутствует контроль со стороны властей.
Оффшорные зоны повышенной респектабельности – в таких зонах оффшорные компании представляют финансовую отчетность в замен на весьма ощутимые налоговые льготы. В таких зонах в обязательном порядке ведется реестр директоров и акционеров. Это Ирландия, Гибралтар, остров Мен.
Страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами – в таких странах зарегистрированным не резидентам предоставляются налоговые льготы, но при этом в них существуют высокие требования к финансовой отчетности и компании подвергаются традиционному валютному контролю. К таким зонам ранее относились наша Калининградская обл., но с ликвидацией оффшорных зон в России, Калининградская обл. перестала быть оффшорной зоной, до 1 мая 2004 г. такой зоной явл-ся Кипр.
В настоящее время единого международного списка оффшорных зон не существует. Работу по контролю за зонами ведет Международный валютный фонд и ЦБ различных стран. В рамках РФ список оффшорных зон для налоговых целей б. утвержден Приказом Минфина от 13 ноября 2007 г., в настоящее время в такой список включается 41 гос-во.