При этом следует учитывать, что по отношению к ЮЛ действует многочисленные международные соглашения
Применительно к иностр ЮЛ используется категория личный статут ЮЛ. Легально она закреплена в ст. 1202 ГК, а также в модельном ГК, разработанном в рамках СНГ. Личный статут – правопорядок, в силу предписаний которого появляется организации в качестве ЮЛ нормы данного правопорядка санкционируют возникновение, ликвидацию, некоторые аспекты его деятельности.
Следует учитывать, что нормы национального права различных государств не совпадают по содержанию при определении критерия установления национальности ЮЛ любому государству необходимо обозначить ЮЛ, которые подпадают под юрисдикцию данного государства. Для этого нужно установить политико-правовую связь с ЮЛ, которая будет определять национальность ЮЛ. Сейчас в мире выработана несколько признаков, руководствуясь которыми юрисдикционный орган определяет национальность организации. В законодательстве различных стран закреплено 4 критерия. На их основе в доктрине сформировались теории определения национальности ЮЛ.
1 теория: теория инкорпорации.
Данный критерий свойствен странам англо-саксонской системы. Возникла в 18 веке в Великобритании. В 20 веке критерий инкорпорации получил широкое распространение в качестве легально зафиксированного в нормативных актах соответствующих государств.
Основное содержание теории: компания, которая учреждена в соответствии с законодательством какой-либо страны будет считаться принадлежащей правопорядку данной страны. Теория имеет доктринальное обоснование, согласно которому правосубъектность ЮЛ безусловно зависит от государства ее предоставляющей, основной объем правосубъектности фиксируется в учредительных документах, т.е определяется на момент создания ЮЛ, т.о логично, что ЮЛ становится субъектом права в силу признания его таковым тем государством, где утвержден устав ЮЛ.
У данной теории имеется несколько вариантов. В частности, скандинавские страны придерживаются следующего правила: компания подчиняется закону той страны, в которой сделана первая запись о ее регистрации.
2 теория: теория оседлости.
Личным статутом ЮЛ является закон той страны, в которой находится его центр управления. Данный критерий используют страны Евросоюза, и Украина, и Польша.
Данный признак, как правило, закрепляется в учредительных документах ЮЛ.
В доктрине иностранных государств различают 2 возможных способа определения места нахождения административного центра ЮЛ: 1) статутарная, или формальная оседлость. Указывается в учредительных документах, на практике приводит к тем же результатам, что критерий инкорпорации. 2) эффективная, или реальная оседлость. Указывает фактическое местонахождение административного органа на каждый отдельно взятый момент. Впервые данный способ на законодательном уровне возник в Бельгии в 1973 г. Сейчас данный критерий применяется в большинстве европейских стран.
Основным недостатком данного критерия оседлости является сложность его применения. Достаточно сложно определить фактическое местонахождение административного органа или сделать выбор в пользу одного из органов управления, находящихся на территориях различных государств.
3 теория: теория центра эксплуатации.
Имеет значение признак осуществления основной деятельности, т.е ЮЛ в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно проводит свою производственную деятельность.
Данный критерий используется в практике развивающихся стран в целях объявления своими всех ЮЛ, которые ведут свои деловые операции на территории данного государства (Индия).
Данный признак может выражаться с помощью разнообразных формулировок. Наиболее часто используется понятие место экономической деятельности или нахождение коммерческого предприятия. Следует учитывать, что данный признак часто присутствует в МД (венская конвенция о международной купле-продаже товаров).
Данный критерий фактически применим только в сфере предпринимательской деятельности.
Основной недостаток: его неопределенность и неустойчивость. Ю.л может одномоментно осуществлять деятельность на территории нескольких государств, при этом в течение короткого периода место осуществления деятельности может неоднократно меняться.
4 теория: теория контроля.
Право государства, чью национальность имеют лица, реально контролирующие деятельность ЮЛ.
Начало использования теории связано с периодами первой и второй Мировых войн.
Например, сейчас Америка применяет в Ираке (компании Ирака Америка считает своими).
Критерий не получил распространения в силу неудобств в практическом применении.
Предлагались другие критерии определения национальности ЮЛ, например, 1)место заключения договора об учреждении, 2) место где проходила подписка на акции компании, 3)принцип автономии воли участников ЮЛ. Но они не нашли практического применения и законодательного закрепления.
Различные подходы к определению национальности ЮЛ вызывают на практике коллизионные проблемы. Часто в международном обороте создаются ситуации, когда одно и то же образование в одних странах рассматривается как правосубъектное, а в других как неправосубъектное. В результате одно и тоже ЮЛ в некоторых случаях будет обладать двойной национальностью, а в некоторых не обладать национальностью в принципе.
В двусторонних отношениях признание иностранных ЮЛ осуществляется, как правило, в торговых договорах, договорах о мореплавании, договорах о правовой помощи, договорах о поощрении иностранных капиталовложений, соглашениях об избежании двойного налогообложения.
В многосторонних договорах незначительное количество. Все они существуют в рамках ЕС. 1) Конвенция о взаимном признании компаний и ЮЛ от 29.02.1968. не вступила в силу. 2) конвенция о признании правосубъектности иностранных компаний, объединений и учреждений. От 1.06.1956. не вступила в силу. Обе конвенции сконструированы – любое государство присоединившееся может применить свою собственную концепцию определения национальности ю.л. 3) Конвенция в рамках Совета Европы о признании негосударственных организаций от 24 апреля 1986г. Вступила в силу в 1991г. Данная конвенция строится на принципе инкорпорации.
Категория личного статута является основополагающей для ЮЛ, т.к именно он отвечает на главный вопрос: является ли данное ю.л правосубъектным и самостоятельным субъектом права. Личный статут определяет все жизненно важные стороны в действительности ю.л, а именно возникновение, существование и прекращение, возможные способы и формы преобразования, объем правоспособности и ее пределы, формы и порядок вступления ЮЛ во внутренний и внешний хозяйственный оборот. Содержание личного статута отвечает на вопрос вправе ли ЮЛ в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции. Т.о решение проблем личного статуса в отношениях данного ЮЛ с третьими лицами, полностью находится в сфере действия личного статута.
Правовое положение российских ЮЛ за рубежом:
Определяется российским законодательством, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также МД. Все российские ЮЛ независимо от форм собственности вправе осуществлять за рубежом самостоятельную ВЭД, в том числе заключать сделки и несут ответственность по всем обязательствам. Однако, следует помнить, что деятельность по экспорту или импорту отдельных товаров может осуществляться на основе лицензирования. Все учрежденные в РФ организации являются российскими ЮЛ, т.е их личный статут определяется российским правом. Вопросы, входящие в сферу личного статута – ст. 1202 ГК РФ. Вопросы личного статута не охватывают правового регулирования коммерческой деятельности ЮЛ соответственно все вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, в том числе вопросы допуска к деятельности, решаются на основе внутреннего законодательства соответствующей страны и положениями МД. В частности для РФ действуют: 1) соглашение о партнерстве и сотрудничестве государствами – членами ЕС. 1994г. Для российских организаций, А также их дочерних компаний и филиалов предоставляется режим наибольшего благоприятствования.
В рамках СНГ положение о статусе ЮЛ – Минская конвенция 1993г.; Кишиневской конвенцией 2002, Соглашение 1992. в них устанавливается правовой статус хозяйствующих субъектов, под которыми понимаются любые ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством любой из стран-участниц. Для хозяйственных объединений предусматривается установление равных возможностей для защиты прав и законных интересов. Т.о в рамках СНГ для российских ЮЛ установлен национальный режим.
Правовое положение иностранных ЮЛ в РФ:
Российское МЧП применяет критерий инкорпорации для определении личного закона ЮЛ. Данное правило закрепляется в ст. 1202 ГК РФ.
Полномочия органа ЮЛ устанавливаются, исходя из его личного закона. Вместе с тем, гражданское законодательство РФ запрещает ссылаться на ограничения полномочий органа или представителя ЮЛ, неизвестное праву страны, в которой орган/ представитель совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что др. сторона по сделке знало или заведомо д.б. знать об указанном ограничении. Такое правило стимулирует ЮЛ к контролю за своими представителями и к точному определению объема их полномочий в документах, подтверждающих эти полномочия.
Для определения права, применимого к отношениям участников ЮЛ, в ГК РФ введена специальная норма – ст. 1214. Однако, здесь привязка строится по принципу инкорпорации, т.е. зафиксировано, что к договору о создании ЮЛ с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению ЮЛ.
Юридический статус иностранного ЮЛ подтверждается либо учредительными документами, либо выпиской из Торгового реестра страны происхождения иностранного лица. В любом случае, такие документы, исходящие из иностранного государства, д.б. надлежащим образом легализованы. Такой подход закреплен в позиции ВАС РФ в информационном письме президиума от 25 дк. 1996 г. №10.
Согласно ст. 2 ГК РФ иностранные ЮЛ уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими ЮЛ. Кроме того, правовое положение иностранных ЮЛ также фиксируется ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В целом, для иностранных ЮЛ установлен национальный правовой режим. Др. виды режимов могут устанавливаться международными договорами РФ.
Вместе с тем, действующее российское законодательство устанавливает определенные правила в отношении общего объема правоспособности иностранных ЮЛ. Такие лица могут осуществлять на территории РФ следующие виды хозяйственной деятельности:
· заключать внешнеэкономические сделки без специальных разрешений, при этом, не требуется, чтобы иностранное ЮЛ (ИЮЛ) было зарегистрировано в Реестре ЮЛ или состояло на учете в налоговых органах;
· арендовать земельные участки, здания и помещения, осуществлять производственную деятельность и приобретать право собственности на движимое и недвижимое имущество;
· совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции, в том числе, в области рекламы;
· быть учредителями и участниками создаваемых в РФ обществ и товарищечеств;
· создавать полностью принадлежащие им ЮЛ в организационно-правовых формах, предусмотренных российском законодательством;
· заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов;
· учреждать на территории РФ свои представительства и филиалы;
· регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения на началах взаимности;
· м.б. учредителями и участниками некоммерческих благотворительных организаций.
В соответствии с действующим российским законодательством установлен ряд ограничений прав ИЮЛ (что сужает объем уставной правоспособности ЮЛ). Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральным законодательством: они касаются ограничений вещных прав на землю, а также включают в себя ограничения в сфере страхования, банковской деятельности и деятельности средств массовой информации.
1.В частности, закон РФ «О СМИ» запрещает ИЮЛ выступать учредителем теле- и видеопрограмм, а также ЮЛ, осуществляющих телевещание, зона приема передач которого охватывает более половины субъектов РФ.
2.Ст. 15 ЗК- запрет ИЮЛ приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения => запрет передавать такие земли в собственность ИЮЛ. Подобные ограничения в законах: о гос. контроле за осуществление международных автомобильных перевозок, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов…
N.B: Указанные ограничения и изъятия подлежать применению не только к ИЮЛ, но и к российским ЮЛ с иностранным участием. Пример: закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения (такие земли не могут передаваться ЮЛ, где доля иностранного капитала более 50 %).