Регулирование ВЭД в РБ

Методы оценки риска

Риск – категория вероятностная и его оценивают через вероятность определённого уровня потерь. Различают допустимый риск – угроза потери запланированной прибыли от того или иного проекта либо от деят-ти предприятия в целом; критический риск – сопряжен с потерей прибыли и опред-ся точкой безубыточности, в которой предполагаемая выручка позволяет возмещать лишь затраты; катастрофический риск – находится в зоне убытков, что предвещает банкротство предприятия, его зона находится ниже т. безубыт-ти и опред-ся возрастанием убыли. Для количеств-й оценки предприним-го риска можно исполь-ть 2 группы методов: 1)факторный анализ – попытка определить те или иные ситуации с помощью процедур, отражающих логику связей между рисками и их факторами. Характ-ся большой трудоемкостью расчёта и анализа и в практике исполь-ся редко; 2) экстраполяция предприним-го риска на основе прошлого опыта, явлений и факторов. Вкл. экспертные и статистические методы. Экспертные – формиров-е обобщённого мнения экспертов по количеств-й оценке риска. Статистические– информацию получают на основе обработки конкретных данных о состоянии изучаемых явлений за некоторый период времени. Уровень риска опред-ся по фор-ле:

Регулирование ВЭД в РБ - student2.ru

где Р – риск при принятии управленч. решения, доли единицы; У – возможные суммарные убытки в резуль-те принятия управленч. решения, р.; П – возможная прибыль от реализации управленч. решения, р.; Ру – вероят-ть убытков, доли единицы; РП – вероят-ть прибыли, доли единицы. При этом РуП=1. Показатель Р(риск) тем больше, чем больше У и Ру и чем меньше П и РП.

Определённое управленч. решение можно принимать, если риск не превышает 1. Если же риск превышает 1, то рекомендуется воздержаться от принятия управленч. решения по данному варианту.

Сущность ВЭД

ВЭД реализуется через налаживание внешнеэкономических связей – это двух и многосторонние отношения между субъектами хозяйствования, государствами, международ-ми организациями по поводу торговли, совместного предприн-ва и коммерч-го сотруд-ва.

4 основные формы междунар-й интеграции:

1) Зона свободной торговли – это отмена всех таможенных барьеров во взаимной торговле (РБ – Украина)

2) Таможенный союз – зона свободной торговли + единые тарифы к 3-м странам (РБ – Россия – Казахстан)

3) Общий рынок – таможенный союз + свобода обмена услугами, капиталом и трудовыми ресурсами (центральный америк-й рынок)

4) Экономический и валютный союз – общий рынок + единая валюта и единая фин-экономич-я политика. (ЕС)

Формы, направления и субъекты ВЭД

Формы:

1) внешняя торговля (экспорт, импорт); 2)военно-техническое сотруд-во с иностр-ми госуд-ми.(поставки оружия); 3)в области научно-технического и научно-производ-го сотруд-ва с заруб-ми партнёрами; 4)Строительные и проектно-строит-е услуги; 5)Инвестиционное сотруд-во;6)Сотруд-во в валютно-финансово-кредитной сфере (кредиты, совмест-е проекты, платёжные операции);7)Лизинг (разновид-ть инвестиц-й деят-ти, в рамках кот. лизингополучатель заключ-т соглашение с лизинговой фирмой на временное использование имущества, кот. лизинговая фирма д. приобрести у конкретного поставщика или производителя);8)Сотруд-во в области транспорта (перевозка грузов);9)Издательско-полиграфическая деят-ть( написание совмест-х научных трудов);10)внешнеэкономическая реклама; 11)Иностранный туризм – экспорт-импорт туристических услуг.

Направления ВЭД

1) Совместное предприним-во; 2) Заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предприним-ва опред-ся нормами торгового и гражданского законодат-ва того гос-ва, где создаётся совместное предприятие.

Внешне-торговый контракт – договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ и услуг, заключ. двумя или более сторонами. Контракт явл. основным базовым докум-м, определяющим меру ответств-ти сторон за выполнение обязат-в, поэтому от правиль-ти его составления зависит онечный резуль-т сделки.

Субъекты ВЭД:

1) Государство; 2) Резиденты РБ, в том числе физ. лица, имеющие постоянное место жит-ва на тер-рии РБ, физ. лица, кот. временно наход-ся за пределами РБ, а также юрид. лица, кот. наход-ся на тер-рии РБ и созданы по законодат-ву РБ; 3) Не резиденты РБ, в том числе физ. лица, кот. имеют пост-е место жит-ва за пределами РБ, а также юрид. лица, кот. распол-ся за пределами РБ и созданы по законодат-ву иностран-х гос-в. 4) Международные организации.

Регулирование ВЭД в РБ

К методам гос. регулирования ВЭД в РБ относят:

1)таможенно-тарифное регулир-е(ТТР); 2) Нетарифное регулир-е.

ТТР осуществляется через таможенно-тарифный свод ставок таможенных пошлин ( законы о тамож. тарифе). Сущест. след. виды таможенных пошлин: 1)адвалорные(устанавлив-ся в процентном соотношении к стоимости товара); 2)специфические(устанавлив-ся за единицу измерения товара); 3)комбинированные(сочет-т в себе 2 предыд-х);

Совет Министров в праве устанавливать сезонные пошлины и срок этих пошлин не более 6-ти месяцев, а также особые виды пошлин: 1)специальные таможенные пошлины, кот. устан-ся в сл-е: а)если на тер-ю РБ ввоз-ся товар такого кач-ва и колич-ва, кот. может причинить ущерб отечест-му произв-лю; б) как ответная мера на дискриминац-е и др. действия в отношении РБ; 2) антидемпинговые –устан-ся в сл-е ввоза в РБ товаров по цене гораздо более низкой, чем его норм-я стоим-ть в стране вывоза; 3)компенсационные– уст-ся в сл-е, когда на тамож-ю тер-рию РБ ввозится товар, при произв-ве которого использ-сь гос. субсидии.

Нетарифное регулир-е – форма гос. регулир-я ВЭД, осущ-ся путём введения или прекращения колич-х огранич-й, либо применения иных мер, отличных от ТТР. К нему отн-ся: 1) квотирование – предполагает ограничение колич-ва ввоза и вывоза прод-ции; 2)лицензирование экспортно-импортных операций; 3)гос. регистр-я внешнеторговых контрактов; 4)экспортный контроль.

Наши рекомендации