Высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет»
Факультет международных отношений.
Кафедра европейский исследований
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Российско-германское сотрудничество в сфере высшего образования »
Студент: Верещагина Мария Сергеевна
Группа:2
Научный руководитель: Ланко Дмитрий Александрович
Санкт-Петербург 2015
Содержание.
Введение................................................................................................................………..........
1. Международное сотрудничество в сфере высшего образования с позиций Российской Федерации………………..................................................................................................
1.1 Возможности для иностранных студентов.................................…………......
1.2 Возможности для российских студентов…………...….…………
2.Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Германией …
2.1 Немецкие организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ
2.2 Культурно-образовательная деятельность России и Германии
3.Пример сотрудничества ВУЗов РФ с высшими учебными заведениями Германии на примере СПбГУ ...................…………..................................................................................
Заключение.........................…...............................…………..................................................….
Список использованной литературы …………………………………………………….…...
Приложения.....................................………….........................................................................…
Введение
Международное сотрудничество в сфере высшего образования между Российской Федерацией и зарубежными странами играет очень важную роль для нашей страны. Существует две позиции, отвечающие на вопрос «почему это так?». Первая позиция объясняется довольно просто: привлечение иностранных студентов и профессоров является очень выгодной возможностью для университетов в получении средств финансирования для улучшения деятельности ВУЗа. Вторая позиция объясняется тем, что нашей стране международное сотрудничество в сфере высшего образования со странами Европы выгодно, поскольку оно дает возможность приобрести источники «мягкой силы». Данный термин был введен в 1990 году Дж.Наем, автор дал ему такую характеристику: «мягкая сила» – это «способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату».1 Российские деятели науки дают возможность зарубежным студентам и педагогам познакомиться ближе с особенностями научной деятельности, методами преподавания, погрузиться в языковую и культурную среду, посредствам вовлечения вышеупомянутых в образовательный процесс нашей страны.
Глава 1.
1.1 Возможности для иностранных студентов
Россия активно проводит образовательную политику для привлечения иностранцев в ВУЗы нашей страны. Согласно объявлениям на сайте Министерства образования Российской Федерации2 иностранные студенты имеют возможность обучаться на русском и английском языках за счет федерального бюджета (в пределах квоты и в зависимости от уровня образования3), а также получать академическую стипендию, вне зависимости от успеваемости в ВУЗах России. Если уровень знания русского языка студентов недостаточно высок для получения образования, РФ предлагает подготовку к освоению основных образовательных программ. 26 ноября 2014 года был издан приказ Министерства образования РФ №1521 4 об отборе организаций для обучения русскому языку иностранных абитуриентов. Это было необходимо, так как, по данным статистических исследований, интерес к русскому языку, культуре, образованию, после краха «перестройки» начал стремительно падать «число владеющих русским за два десятилетия (1990-2010) сократилось более чем на 50 миллионов человек»5. (см. приложение 1).
Таким образом, и на сегодняшний день большое количество иностранных студентов приезжают получать образование в России, практически не зная русского языка. В связи с этим, министерством образования и науки Российской федерации были изданы нормативно правовые акты:
- Приказ №33009 от 25 апреля 2014 года «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному и техническим требованиям к нему»;
- Приказ №1156 от 29 августа 2014 года «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена»;
- Приказ №1533 от 2 декабря 2014 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства России»;, в которых отражены возможности для иностранных студентов по прохождению курсов русского языка, сдачи тестирований по данному предмету, указаны площадки, где проходят эти тестирования, утверждены сертификаты, которые будут выданы студентам в соответствии с результатом.6
Содействие в привлечении иностранных студентов оказывает организация Россотрудничество. Данная организация является «основным государственным институтом, реализующим важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление «мягкой силы» и международного престижа России, в целях продвижения и закрепления позиций русского языка за рубежом»7. Одним из направлений ее деятельности является «Продвижение достижений российских образования и науки за рубежом». В рамках этого направления данная организация проводит олимпиаду для иностранных студентов, которая называется «Время учиться в России!». Она дает им «право на получение государственной стипендии в рамках квот, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», на обучение в одном из технических вузов России из числа организаторов Олимпиады в конкретной стране»8.
Кроме того организация Россотрудничество осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашением «О сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования» от 2014 года, на основании которого Россия и зарубежные страны будут реализовывать программы и мероприятия, способствующие дальнейшему сотрудничеству (Приложение 2). На 2015 год запланировано проведение рекламно-выставочных мероприятий в 49 странах, в том числе: Австрия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Китай, Корея, Франция, Чехия. 9
В соответствии с Концепцией продвижения российского образования на базе Россотрудничества за рубежом, подписанной С.В. Лавровым 27 марта 2014 года15, уже были предприняты определенные усилия для продвижения нашей страны в глобальное пространство высшего образования.
Одно из предпринятых действий – обеспечение в 2013 году 15 ведущим образовательным организациям России государственной поддержки для их развития и вхождения в рейтинг лучших учебных заведений мира, что оказало значительное влияние на конкурентоспособность России на мировом образовательном рынке.
Также был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации, в чьи полномочия входит отбор ВУЗов России, которым будут предоставлены государственные субсидии (размер субсидий зависит от рейтинга ВУЗа и определяется Советом), контроль за деятельностью выбранных учебных заведений (ВУЗы обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности Совету). Размер субсидий в 2013 году (по данным Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 211 г. Москва10 ) составил 9 млрд. руб. Поправка, внесенная в вышеупомянутое постановление 9 января 2014 года 11 , расширила действие данного нормативно-правового акта и установила курс на дельнейшее развитие государственной финансовой поддержки образовательных учреждений до 2016 года с постепенным увеличением размера субсидий.
В соответствии с «Мониторингом деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», проведенным в 2012 году12, ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга должны иметь не менее 3% иностранных студентов, региональные – не менее 0,7% от общего контингента обучающихся, причем этот процент могут составлять только студенты бакалавриата, магистратуры или аспирантуры очной формы обучения. Так, например, студенты, приехавшие в Россию на период включенного обучения (включенное обучение – программа студенческого обмена, в соответствии с которой студент отправляется на семестр на обучение в другую страну (в ВУЗ-партнер образовательного учреждения) без потери своего места в университете) не будут входить в общее количество иностранных студентов ВУЗа. Данный мониторинг стимулирует ВУЗы к широкому участию в международном сотрудничестве, что благотворно влияет на общий имидж нашей страны и системы образования, популяризацию российской культуры во всем мире. Для того чтобы набрать необходимое количество иностранных студентов, учреждения высшего профессионального образования прибегают к следующим мерам.
Один из простейших способов – реклама ВУЗа на просторах сети, более сложный и эффективный способ – сотрудничество с рекрутинговыми агентствами. Рекрутинг – это способ подбора персонала (в нашем случае - обучающихся) из общего числа претендентов, в зависимости от их индивидуальных качеств и способностей. Рекрутинг иностранных студентов является необходимым для ВУЗов России на сегодняшний день, так как этот фактор влияет на рейтинг ВУЗа и является одним из показателей его эффективности.
Организация ICEF (International Conferences and Educational Fairs, www.icef.com) проводит выставки, которые помогают наладить сотрудничество между ВУЗами и рекрутинговыми агентствами. Eastern European University Association (далее EEUA) – это ассоциация университетов, которая способствует популяризации университетов России, Украины и Белоруссии. В то же время она дает иностранным гражданам возможность не только узнать больше об образовании в этих странах, но и отправиться туда с целью получения образования. Одним из проектов EEUA является проект по рекрутированию иностранных студентов для России и Белоруссии, проводится он в ряде стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Восточной Европы. В рамках этого проекта проводятся различные мероприятия: «образовательные выставки, рекрутинговые семинары, отборочные конкурсы, встречи с агентами по набору, посещение престижных школ в странах набора, встречи с директорами школ и родителями потенциальных студентов и т.д.»13 , которые EEUA и ВУЗы-участники осуществляют совместно.
Еще одним источником иностранных кадров для Российской Федерации могут являться выпускники некоторых образовательных организаций Европы, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р, в соответствии с которым утвержден «перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации.»14 Таким образом, получив образование в своей стране, иностранные студенты имеют возможность переехать в Россию и продолжить здесь обучение, либо устроится на работу.
Россия предлагает достаточно широкий спектр возможностей для иностранных студентов, желающих получить высшее образование в нашей стране. С каждым годом развитие данного направления набирает обороты, что не удивительно, ведь мир становится все более глобальным, и сотрудничество в сфере высшего образования играет не маловажную роль в формировании резерва «мягкой силы» Российской Федерации, а так же популяризации ее имиджа на мировой арене.
_______________
1. Аналитические доклады ИМИ МГИМО(У) МИД России. Вып. 1(63). Март 2013 г.
2. минобрнауки.рф/документы/3883; минобрнауки.рф/документы/4017
3. Приказ министерства образования Российской Федерации №844 от 28 июля 2014г. «Об утверждении порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
4. Приказ министерства образования и науки №1521 от 26.11.2014 «О проведении отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лице без гражданства на территории Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам , обеспечивающих подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.»
5. Александр Леонардович Арефьев, Франц Эдмундович Шереги «Иностранные студенты в России: Статистический и социологический анализ» Издатель: Центр социологических исследований 127106, Москва, ул. Гостиничная, 9, д. 4 стр 19
6. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №33009 от 24 апреля 2014 г. «Об утверждении формы порядка выдачи сертификата по русскому языку как иностранному языку и технических требований к нему»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1533 от 2 декабря 2014 г. «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1156 от 29 августа 2014 г. «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи устного экзамена»
7. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом. 27 марта 2014 года
http://rs.gov.ru/project/2739
8. http://rs.gov.ru/project/2739
9. http://rs.gov.ru/sites/default/files/vystavki.pdf
10. http://www.rg.ru/2013/03/25/univery-site-dok.html
11. http://www.rg.ru/2014/01/09/univer-site-dok.html
12. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, Москва, 2012. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/2775/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1265/12.10.31-%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B.pdf
13. http://eeua.ru/articles/article_layout/id/97
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3650/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2467/13.09.19-%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1694%D1%80.pdf
15. http://rs.gov.ru/sites/default/files/koncepciya_prodvizheniya_rossiyskogo_obrazovaniya.pdf
1.2 Возможности для российских студентов
Россия не только успешно устанавливает международное сотрудничество с другими странами, но и развивает собственный потенциал «мягкой силы», оказывая поддержку юным ученым, преуспевающим студентам и преподавателям.
Первое, о чем нельзя не упомянуть в этой части курсовой работы, это положение России в мировом образовательном пространстве. С 2003 года наша страна является участницей Болонского процесса – процесса взаимодействия образовательных учреждений европейских стран для сотрудничества и создания общего пространства для обучающихся и деятелей науки стран-участниц. Болонская система сложилась в 1999 году, когда в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонскую декларацию). Болонский процесс нельзя назвать однозначным, так как степень его развития заметно отличается в разных странах, но, тем не менее, можно сказать о том, что он довольно эффективен и полезен для каждой страны-участницы.
В России Болонская система вводилась постепенно, так как было необходимо создать правовую базу для наиболее полной интеграции нашей страны в общеевропейское образовательное пространство. В 2005 году были определены списки ВУЗов и организаций, которые будут реализовывать основные цели развития системы высшего профессионального образования, в соответствии с Болонской декларацией. На сегодняшний день Россия разделяет цели повышения доступности и качества высшего профессионального образования, усиления процесса интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших способов взаимодействия и сотрудничества.
Студентам нашей страны предоставлен широкий спектр возможностей для обучения за границей за счет государственного бюджета.
Во-первых, каждый учебный год Президент РФ предоставляет наиболее успешным и перспективно развивающимся в своей области студентам стипендию на обучение за рубежом. На 2013/2014 учебный год стипендию получили 63 студента ВУЗов со всей России в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №585 «О стипендиатах президента, направляемых на обучение за рубеж в 2013/14 году». Для получения такого рода вознаграждения необходимо предоставить список документов (рекомендательное письмо от ВУЗа, табель успеваемости, документы, подтверждающие научные или творческие достижения, личное заявление на обучение и обоснование своего желания получить образование за рубежом, сведения о знании иностранного языка)2.
Во-вторых, 10 мая 2005 года утверждена ««Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты»3 президентом РФ В.В.Путиным и представителями ЕС. Данный документ позволяет студентам и молодым ученым из России участвовать в Европейских проектах, например, «Горизонт 2020» («программа нацелена на развитие инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности».); программа «Erasmus +»; (Программа направлена на создание общеевропейского образовательного пространства, посредствам повышения академической мобильности, она оказывает широкую поддержку активной и целеустремленной молодежи7).4
В-третьих, согласно постановлению Правительства Российской Федерации 2013 года «Об утверждении порядка получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ» молодые ученые и студенты имеют возможность получать гранты для развития проектов и исследований не только от властей нашей страны, но так же от различных международных организаций, содействующих развитию науки на территории России.
В-четвертых, в рамках программы Правительства Российской Федерации, «Глобальное образование», действующей с 2014-2016 год, россияне имеют возможность получить гранты правительства на обучение зарубежом, при условии, что они самостоятельно поступили в ВУЗ другой страны на программы обучения в магистратуру, аспирантуру или ординатуру. Данная возможность представляется студентам различных направлений подготовки. Для того, чтобы получить данную награду, выпускник должен зарегистрироваться на сайте программы. Он автоматически будет поставлен в электронную очередь, а когда придет его черед, ему необходимо предоставить документы, которые подтвердят окончание Российского ВУЗа и поступление в зарубежное образовательное учреждение.(по данным сайта министерства образования Российской Федерации, на сегодняшний день зарегистрировано 86 участников5, организаторы программы планируют направить на обучение не менее 1500 граждан Российской Федерации по приоритетным для российской экономики специальностям ) Правительство покроет не только расходы на обучение, но и на все, что связано с учебой: перелет, проживание. Также Организаторы программы гарантируют студентам трудоустройство на территории Российской Федерации.6
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия считает приоритетным развитие сотрудничества в сфере высшего образования, оказывая финансовую поддержку студентам и одобряя участие иностранных организаций в развитии потенциала молодых ученых и одаренных учащихся.
________
1. http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m585.pdf
2. http://gradstudyabroad.ru/education-russia/president-scholarships
3. http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_russian.pdf
4. http://www.increast.eu/ru/127.php
5. Минобрнауки.рф/проекты/глобальное-образование
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. N 568 г. Москва "О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией"
7. http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm
Глава 2.