Регулирование международного движения капитала
В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.
Государственное регулирование международного движения капитала.Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала - активное воздействие государства на этот процесс/При этом государство осуществляет следующие основные функции:
1) регулирования;
2) контроля;
3) стимулирования.
Однако в государственном регулировании международного движения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по его ограничению.
Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, поскольку их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (импорт) капитала.
Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режимпринимающей стороны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.
Однако иностранные инвестиции на практике нередко связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются резиденты хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран нередко предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот:
• освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;
• предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);
• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;
• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т. д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.
Если законодательство страны, принимающей капитал, изменяется в худшую для инвестора сторону, то в течение определенного времени для уже действующих инвестиционных проектов правовые нормы остаются прежними.
Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. Главными же участниками процесса международного перелива (экспорта и импорта) капитала являются развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь расширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдельными странами путем предоставления им льготного режима).
Существенную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например:
1) предоставление государственных гарантий. Правительства, заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возрата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты принимающей страны и других непредвиденных обстоятельств).
2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Инвестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;
4) урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование возможно на основе:
• национального законодательства принимающей страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора;
• международного арбитража;
4) исключение двойного налогообложения.
Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
5) административная и дипломатическая поддержка.
Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут переговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (отечественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты экономических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т. д.
Международное многостороннее регулирование.Помимо двусторонних соглашений по иностранным инвестициям осуществляются и различные формы многостороннего регулирования, связанные с подписанием и реализацией соответствующих универсальных соглашений или конвенций.
Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров МБРР была принята так называемая Вашингтонская конвенция «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций МБРР.
Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интеграционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы единообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.
Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени охвата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.
ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а также требовать от предприятия с иностранными инвестициями покупки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обязательного экспорта фиксированной доли произведенной им продукции.