Иностранное усыновление в Российской Федерации
Российская Федерация относится к числу тех стран мира, для которых усыновление детей иностранными гражданами представляет достаточно серьезную проблему. Ежегодно иностранцами усыновляется свыше 4 тысяч российских детей. Так, по имеющимся данным за последние 18 лет только гражданами США усыновлено от 60 до 100 тысяч малолетних граждан России. В 2010 году в США переехало свыше 1000 детей из России, в Италию – 782, в Испанию – 686, во Францию – 305. Отношение к данному процессу в российском обществе неоднозначно, но реалии таковы, что, к сожалению, в ближайшее время эти цифры вряд ли уменьшатся. Положение усугубляется еще и тем, что Российская Федерация не является участником конвенций, регулирующих вопросы сотрудничества в сфере международного усыновления. До последнего времени Россия не имела и ни одного двухстороннего договора в данной сфере. Только в 2009 году вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей[234] от 6 ноября 2008 года . 13 июля 2011 года во время визита министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в США был подписан аналогичный договор с США, который должен еще быть ратифицирован сторонами. 18 ноября 2011 года в Москве был подписан договор с Французской республикой. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П. Астахов заявил о подготовке аналогичных договоров с рядом других европейских стран. Предполагается также внесение поправок в Семейный кодекс РФ, согласно которым усыновление российских детей будет возможно только гражданами тех стран, с которыми имеется договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.
Анализ норм Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 6 ноября 2008 года позволяет сделать следующие выводы:
Первое. Базовым международно-правовым актом, определяющим основы сотрудничества сторон, является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ст.3);
Второе. Договор применяется в тех случаях, когда ребенок не достиг возраста 18 лет (ст.2);
Третье.Усыновленный ребенок сохраняет гражданство страны происхождения и приобретает гражданство принимающего государства с момента вступления в законную силу решения об усыновлении в государстве происхождения (ч.2 ст. 14)[235];
Четвертое. В договоре закреплены классические для сферы международного усыновления коллизионные привязки: способность лица быть усыновителем определяется по его личному закону, а условия и процедура – по праву страны усыновляемого (части II и III - ст.ст. 6- 15);
Пятое. Уполномоченные организации, т. е. некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по усыновлению должны иметь аккредитацию каждого государства (ст.ст. 4, 5);
Шестое. Закреплен принцип обязательного контроля компетентных органов принимающего государства за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и перечислены меры, которые они должны принять в случае, если пребывание ребенка в семье усыновителя больше не отвечает его интересам. Компетентные органы страны происхождения ребенка принимают обязательное участие в процедуре вторичного усыновления (ст. 15);
Седьмое. В случае неисполнения органами принимающего государства положений Договора, центральный орган государства происхождения (для Российской Федерации – это Министерство образования и науки) может принять решение о временном приостановлении приема документов от кандидатов в усыновители принимающего государства (ч.4 ст. 15);
Восьмое. Закреплен механизм сотрудничества и обмена информацией между центральными органами участников договора (часть IV –ст.ст. 16,17).
Сама же процедура усыновления в Российской Федерации, как она сложилось исторически во всех странах мира, регулируется нормами российского законодательства. Основные положения данной процедуры закреплены в Семейном кодексе РФ (ст.ст. 122 -126, 165), Гражданском процессуальном кодексе РФ (Глава 29 – ст.ст. 269 – 275), Консульском уставе РФ (ст. 19), рядом федеральных законов, а также несколькими Постановлениями Правительства РФ, принятых в развитие положений Семейного кодекса. Практика рассмотрения судами Российской Федерации дел об усыновлении (удочерении) детей иностранными лицами обобщена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 20 апреля 2006 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Вопросы самоконтроля.
1. Назовите основные проблемы в сфере семейно-брачных отношений в МЧП.
2. Каковы условия заключения и действительности консульских браков.
3. Раскройте содержание термина “хромающий брак (развод)”.
4. Каковы основные источники международного семейного права и их соотношение.
5. Каковы требования к форме и содержанию брачного договора по законодательству различных стран.
6. Какова процедура расторжения брака между лицами различной государственной принадлежности в Российской Федерации.
7. В чем заключаются основные проблемы, связанные с признанием иностранных судебных решений о расторжении брака.
8. Назовите основные международные правовые акты, регулирующие международное усыновление и охарактеризуйте вопросы их применения в Российской Федерации.
9. На основе каких правовых актов регулируются семейно-брачные отношения в рамках СНГ.
10. Охарактеризуйте основные коллизионные привязки в сфере международного усыновления.
11. Назовите основные проблемы международного усыновления в целом и применительно для Российской Федерации.