Горизонты российского экспорта в условиях вто
Расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках с самого начала, было, главной уставной целью ГАТТ/ВТО. Свои надежды с ВТО связывают российские экспортеры. Однако эффект от присоединения России к этой организации в области экспорта будет хотя и положительным, но, скорее, отсроченным во времени.
Дело в том, что через существующие двусторонние торговые договоры Россия уже имеет на рынках подавляющего большинства стран – членов ВТО принцип наибольшего благоприятствования для своих товаров. Поэтому, по имеющимся оценкам, наш ценовой экспортный выигрыш от присоединения к ВТО для начала не превысит 0,5/1,5%. Однако в ВТО этот благоприятный уровень пошлин будет базироваться ужу не на десятках разрозненных торговых соглашений, а на одном и универсальном международном договоре.
Наконец, принципиально новая и благоприятная ситуация складывается в ВТО для российского экспорта услуг, которые не подпадают под упоминавшиеся выше двусторонние соглашения.
Риск открытия внутреннего рынка и реакция отечественного бизнеса на вступление России в ВТО
Этот аспект присоединения России к ВТО вызывает у отечественного бизнеса наибольшую тревогу.
В нашей импортной политике ныне правит не разумный протекционизм, а фиск, то есть государство лишь косвенно защищает отечественного производителя, ставя во главу угла таможенные доходы своего бюджета. Поэтому, во-первых, главным инструментом такой защиты оказывается таможенный тариф, то есть самое не гибкое ее орудие, тогда как другие страны мира применяют здесь в основном меры оперативной нетарифной защиты. Во-вторых, ставки наших таможенных пошлин до сих пор автоматически росли там, где рос импорт, а во главу угла была положена их собираемость, а не нужды промышленной политики страны (Россия лишь восемь раз применяло против растущего импорта спец. защитные меры, три раза – антидемпинговые процедуры) (для сравнения: в Индии 412 антидемпинговых и 15 специальных защитных мер за 10 лет, в США 411).
В части торговли услугами Россия оставила для свободной конкуренции 30 секторов услуг из 125, еще в 39 она вправе не допускать на свой рынок иностранных провайдеров. В особом положении в ВТО окажется наш агробизнес, здесь мы уступаем основным мировым сельхозэкспортерам в разы. Россия запросила от ВТО легализации поддержки селу в размере 9 млрд. долл. в год. Но это предложение пока не принято партнерами, ибо в центр деятельности ВТО ныне выходит как раз борьба вокруг агросубсидирования.
Основными направлениями реакции отечественного бизнеса являются пересмотр предприятиями хозяйственной и экспортной специализации, курс на укрупнение, концентрацию и централизацию, создание холдингов производителей, в том числе с участием государства, альянсы с иностранным капиталом, укрепление сбытовой сети, включая зарубежную, упрочнение финансовой базы и, наконец, экспорт капитала.
Пересмотр специализации сводится обычно к сокращению номенклатуры производства до наиболее конкурентоспособных товаров и освоению новой продукции.
Гораздо активнее пошли процессы концентрации и централизации производства, в том числе экспортного.
Альянсы с иностранными компаниями создаются либо в акционерной, либо в технологической форме.
Продажи, в том числе на внешнем рынке, машин и оборудования, равно как и нефтепродуктов, ныне невозможны без создания сети их маркетинга.
В части упрочнения финансовой базы при дороговизне кредита и отсутствии государственных механизмов поддержки экспорта отечественные компании активно привлекают иностранные займы или идут на размещение иностранных акций за рубежом.[11]
Заключение
После многочисленных попыток вступить в ВТО, после длительных переговоров, выполнения многочисленных условий, которые ставили перед нами страны-участники ВТО, Россия как нельзя близко находится к тому, чтобы, наконец, присоединиться к организации. Это подтверждает заявление Эльвиры Набиулинной от 20.09.2011 о том, что «переговоры о вступлении России в ВТО находятся на завершающей стадии».[12]
Российская Федерация прошла множество этапов присоединения, которые в разной степени оказывали влияние на различные сферы жизни и политики в стране, такие как экспорт и импорт, внутренний рынок, отечественный бизнес и т.д.
Однако членство России в ВТО не должно является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.
Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь притом, что:
• условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
• позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.
Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Список литературы
· Горбунова О.А., Минченкова И.В. «ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России», учебное пособие – Издательство: Дашков и К., 2008 г., 107с, 122с.
· Иванов И. «Россия на пороге ВТО» – МЭМО, 2007г., 3с.
· Ломакин В. К. «Мировая экономика»: учебник . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г., 126с.
· Разумнова Л. «Россия – ВТО: интересы российских экспортеров» – МЭМО, 2006г., 14с.
· http://www.wto.org/
· http://www.expert.ru/
· http://www.euronews.com/
· http://www.rbcdaily.ru
[1] wikipedia.org
[2] http://www.wto.ru
[3] http://rbcdaily.ru/
[4] http://www.expert.ru/
[5] http://www.wto.org/
[6] http://www.euronews.com/
[7] http://www.wto.org/
[8] http://www.wto.org/
[9] Горбунова О.А., Минченкова И.В. «ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России», учебное пособие – Издательство: Дашков и К., 2008 г., 107с, 122с.
[10] Иванов И. «Россия на пороге ВТО» – МЭМО, 2007г., 3с.
[11] Ломакин В. К. «Мировая экономика»: учебник . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г., 126с.
[12] rbcdaily.ru