Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).
2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н,нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.
ВАРИАНТ № 48
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.
3. Составьте словосочетания.
Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.
Капри, толь, Дели, шимпанзе, кафе.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа
множественного числа.
Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
119, 96, 735, 1454.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость).
2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.
ВАРИАНТ № 49
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.
2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е?
Сессия, стена, фанера, шинель, экстерн.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.
2. Устраните речевую недостаточность.
1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Театр в Калуге Павел организовал на более широкую ногу. 3. Все понимали, что эти слова и слезы – фиговое прикрытие авантюристки.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Пиррова победа. 2. Перейти Рубикон. 3. Танталовы муки.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Растворимый) кофе, (прозрачный) вуаль, (компетентный) жюри, (огромный) мозоль, (молодой) кенгуру.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Грабли, стерлядь, турок, кочерга, мандарин.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) с 300, 2) о 415, 3) от 742, 4) к 867.