Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

1. Восторгаться, поклоняться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 5. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

2.Замените определительные придаточные причастными оборотами.

1. Я увидел оратора, который побледнел от волнения. 2. Мы увидели полк, который возвращался с тремя турецкими знаменами. 3. Книги, которые взяты из библиотеки, нужно вернуть.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из нескольких помещений разной вел…чины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а (к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 14

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправными варианты.

Гастрономия, гусеница, каталог, крапива, ломоть, звонит.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: /ЧН/ или /ШН/?

Очечник, порядочный, горчичник, Саввична, спичечный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Дайте лексическое значение иностранных слов..

Дендрарий, депеша, инквизиция, апелляция, менеджер.

2.Устраните речевую избыточность ( тавтологию или плеоназм).

1. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

3.Составьте словосочетания с паронимами ( при необходимости меняйте форму слова).

Оборотный – оборотливый, нестерпимый – нетерпимый, выборный – выборочный, тактичный – тактический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Войска неприятеля потерпели огромные потери в сражении. 2. «Белая ворона» – так называют иногда человека совестливого, не равнодушного к тому, что плохо лежит. 3. Здесь всех меряют под одну гребенку.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Оседлать Пегаса. 2. Пиррова победа. 3. Кануть в Лету. 4. Несолоно хлебавши.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Прикубанский) загс, новый (плащ-палатка), (храбрый) шевалье, (громкий) сопрано, (экстренный) коммюнике.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цыган, рекрут, шило, гектар, брелок, мандарин.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

7 щенков, 2 суток, о 855 человеках, с 675 рублями.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Внушать страх, вселять страх (противник), сопротивляться, бороться (враг), полон (бодрость).

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Автор рассказал о книге, которая готовилась к изданию. 2. Факты, которые были приведены в докладе, свидетельствуют об успехах в медицине. 3. Арестованный тревожился о семье, которая была взята под надзор.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Было теплое со…нце яркий су(б,бб)отний мартовский день с…ял в Москве везде та…л сразу почерневший снег (кое)где дымились сухие пролысины тр…туаров всюду зеркально бл…стели лужи на мостовых шло много прохожих одетых уже (по)весе(н, нн)ему. В машине стало даже жарко тесно от со…нца блещущего на переднем стекле на к…поте и было легкое свободное ож…дание того что сейчас вы…дет из Москвы на подсохшее в полях ш…(с, сс)е и через сорок минут будет в загородном доме отдыха среди двоих детей и жены которых отвез на каникулы неделю назад.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 15

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1.Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные варианты.

Директоров, по средам, феномен, ходатайствовать, эксперт. жалюзи.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Кузьминична, скворечник, яичница, сердечный, друг сердечный.

Наши рекомендации