Международный рынок технологий
Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.
Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг и т.д.).
Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.
Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ и т. д.
К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.
К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями, относятся также товарные знаки, иногда называемые брэндами (от англ, brand клеймо, фабричная марка). Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на предпочтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.
Субъектами международного рынка технологий могут выступать государства, высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица изобретатели и ученые. Другими словами, собственниками созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность.
Хотя и в современную эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспособных на рынке. Затраченные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.
Это не значит, что создание новых технологий и их распространение возможно только в рамках ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов большая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых.
Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения (когда на данное техническое решение может быть выдан патент), определяющая сроки действия охранных документов и т. д.
К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции, подписанной в 1973 г. Первый патент Европейским патентным ведомством, входящим в Европейскую патентную организацию, был выдан в 1980 г., а к 1992 г. уже был оформлен 200-тысячный европейский патент и опубликовано 500 тыс. патентных заявок.
Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах - США и Японии. Однако между ними существуют весьма существенные разногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. В частности, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 г. (свыше 100 лет назад) Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т. е. облегчение патентования изобретений иностранцами.
Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС.
Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.
Российское законодательство в указанной сфере включает патентный закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ «О товарных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и ряд других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интеллектуальной собственности в России находится на начальном этапе, что препятствует защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.
Основными понятиями в торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.
Патент(от лат. patens открытый, явный) - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.
Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых технических (и экономических) результатов.
Срок обладания патентом в зависимости от национального законодательства составляет 15-20 лет. Однако реальный срок его действия обычно в 2-3 раза меньше. Это объясняется ростом научно-технического прогресса. Поскольку ежегодная поддержка патента требует уплаты пошлин, патентовладелец не заинтересован в его сохранении, когда имеются более производительные и экономичные технологии.
Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международных рынках.
Большинство патентовладельцев сами используют запатентованные технологии в производстве и реализации товаров. Но очень часто патент или право на его использование (полное или частичное) становится самостоятельным объектом коммерческой сделки посредством выдачи лицензии.
Лицензия (патентная)это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (он же лицензиар) другому лицу или фирме (лицензиату) на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.
Если лицензии или патенты передаются или продаются за границу, это уже считается международной нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий (патентных) и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.
Существуют три основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная.
При продаже простой лицензии патентовладелец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам.
Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующим на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать несколько лицензиатов, обладающих данной лицензией.
При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часто используется в международной практике.
При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.
За использование лицензии покупатель (лицензиат) платит продавцу. Эта плата составляет часть дохода (примерно 1030 %), полученного в результате использования лицензии. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные. Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течении срока действия соглашения.
Паушальные платежи твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.
Продажа лицензий может производиться напрямую между патентовладельцем и покупателем лицензии. В этой сфере действует также большая группа посреднических (брокерских) фирм, которые получают комиссионные в обусловленном размере (5 10% стоимости лицензии).
Термин «ноу-хау»,возникший в США, происходит от англ. know how, т. е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный (закрытый) характер.
Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры и т.д.), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.
К международному обмену технологиями относится и международный инжинирингпредоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.
К инжинирингу относятся:
• проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию того или иного объекта;
• разработка новых технологических процессов на предприятии заказчика;
• подрядные, управленческие и маркетинговые услуги.
Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в инновационной сфере. Так, в 2000 г. доля расходов на НИОКР составляла, % ВВП:
США, Япония, Германия.. 2,7-2,9%
Франция............................ 2,3 - 2,4 %
Великобритания................ 2,3 - 2,4%
Новые индустриальные страны приближаются к показателям европейских государств, а Республика Корея - к показателям США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на предпринимательские структуры (67 % по развитым странам в целом), но доля государственного бюджета в них также велика (в США - 33 %, в Германии и Франции - до 40 %).
В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые (индустриальные) страны - США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая и Индии.
В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг (помимо названных выше) в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.
В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным, персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0,5 % ВВП в 1992 г. до 0,24 % в 2000 г. В целом внутренние затраты на исследования и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 2000 г. остались практически на уровне 1992 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил всего 1,06%.
С 1999 г. положение в области НИОКР начинает меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования и, в большей степени, средства организаций предпринимательского сектора и других источников, составляющие уже до 50 % финансирования. В марте 2002 г. были приняты документы, пределяющие государственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет:
«Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года» и «Перечень критических технологий на период до 2010 года». В них планируется довести финансирование научных исследований и технологических разработок до 4 % от общего объема расходов федерального бюджета, что в 5 раз выше объемов финансирования 2002 г.
На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет свою конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, кроме вышеназванных, в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.
Российская торговля технологиями с зарубежными странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скромной. К концу 90-х гг. по стоимости импорт в этой сфере превышал экспорт в 7 раз. Если экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, то в импорте преобладают лицензии и инжиринговые услуги, применяемые в промышленности. Роялти и лицензионные платежи в экспорте услуг не достигают 100 млн. долл. В этой диспропорции отражается низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производственного применения.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение услуг и торговли услугами. Чем услуги отличаются от товаров в вещественной форме?
2. Чем объясняется быстрый рост торговли услугами и увеличение их роли в международной торговле?
3. Какие проблемы решаются Генеральным соглашением по торговле услугами?
4.Что такое международный туризм? Почему возрастает спрос на туристские услуги?
5. Для чего введено международное определение понятия «турист (посетитель)»?
6. Что такое туристский бизнес? Как он развивается в России?
7. Почему показатели экспорта и импорта услуг, в том числе
туристских, сократились в России в 1998 - 1999 гг.?
8. Что понимается под международными транспортными операциями? Какие рыночные агенты задействованы в них?
9. В каких направлениях развивается структура международных перевозок и международная транспортная система?
10.Что такое страны открытого судового реестра, какова их роль в международных перевозках?
11.С какими проблемами сталкивается транспортный комплекс России в системе международных перевозок?
12.Дайте понятие международной торговли технологиями и покажите, почему она является одной из наиболее динамично растущих сфер международного рынка услуг.
13.Раскройте роль и значение интеллектуальной собственности в современной мировой экономике.
14.Какие виды патентных лицензий вам известны?
15.Что понимается под ноу-хау и чем оно отличается от патента?
16.Что такое международные инжиниринговые услуги?
17.Что определяет лидерство развитых стран и ТНК на международном рынке технологий?
18.По каким направлениям Россия сохраняет научно-технический потенциал и конкурентоспособность на международном рынке технологий?