Соотношение понятий «гарантии» и «страхование» иностранных инвестиций
Подгарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в нац зак-ве или межд соглашениях обязат-ва гос-ва – реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.
Прежде чем деят-ть иностранного инвестора получит защиту, предусмотренную законом или дог-ром, соответствующее физ или юр лицо должно доказать, что отношения с его участием явл-ся инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном гос-ве.
Анализ нац зак-ва различных гос-в и межд дог-ров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом рег-нии сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:
• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущ-ва, составляющего иностранную инвестицию на тер-рии гос-ва – реципиента капитала;
• гарантии недискриминации;
• гарантии стабильности условий инвестирования;
• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться рез-тами своей деят-ти;
• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.
В РФ признаются и зак-но регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых док-тов, определяющих их виды и содержание, следует назвать ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г. и ФЗ "Об инвестиционной деят-ти в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., кот предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в рез-те незаконных действий (бездействия) гос органов, органов мсу или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским зак-вом РФ. Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осущ-нием инвестиций, имеют особое значение, т.к. они представляют собой одно из наиболее важных ср-в реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.
Согласно ст. 10 «Закона об иностранных инвестициях» 1999 г. спор с участием иностранного инвестора, возникший в связи с осущ-нием инвестиций и предпринимательской деят-ти на тер-рии России, разрешается в соответствии с межд договорами РФ и фед законами в суде, арбитражном суде либо в межд арбитраже (третейском суде).
Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в экономику зарубежных гос-в составляют так называемые некоммерческие риски. Связанные с ними неблагоприятные последствия явл-ся, как правило, следствием неконституционной смены власти, изменения полит режима, проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности, отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне естественным явл-ся желание иностранных инвесторов создать систему доп гарантий, кот функционировала бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы явл-ся страхование инвестиций. Эта деят-ть может осущ-ся частными компаниями, гос органами или межд орг-циями.
Объектом дог-ра страхования, заключаемого частной страховой компанией, явл-ся ресурсы, вкладываемые физ или юр лицами за рубежом, а страховым случаем – финансовые потери, связанные с политическими рисками, кот эти страхователи понесли в соответствующем иностранном гос-ве. Преимуществами данной формы орг-ции страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность, присущие деят-ти частных компаний. Кроме того, такие компании независимы от гос-ва и, следовательно, инвестор может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных гос органов.
Вместе с тем подобная независимость имеет определенные границы. Бели страховая компания, к примеру, сама находится в стране, переживающей серьезные экономические и политические проблемы, то ее положение тоже будет нестабильным. Нельзя забывать и о том, что довольно часто инвестиции, вкладываемые в экономику зарубежных государств, исчисляются сотнями миллионов долларов. Поэтому при наступлении страхового случае сумма возмещения, подлежащая выплате, может оказаться непосильной даже для крупных страховых компаний с мировым именем. Наконец, следует иметь в виду, что частное страхование иностранных инвестиций обычно ограничено сроком в 3-5 лет и на многие некоммерческие риски не распространяется.
В отличие от частных гос программы страхования предназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защиты капиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями и организациями за рубежом. Гос страховщики обычно оформляют страхование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных, рисков прямых инвестиций.
В числе международных организаций, занимающихся страхованием иностранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. Агентство заключает договоры страхования от некоммерческих рисков, перечень кот включает, в частности: неконвертируемость; лишение правительством права собственности или контроля; нарушение правительством договора в случаях невозможности обращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий или гражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции в акции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, а также лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделе продукции.