Агенты бывают трамповыми и линейными
Трамповых агентов ( судовых ) разделяют на :
ü танкерных
ü сухогрузных
Особая группа - агенты по пассажирским перевозкам
Линейный агент помимо обычного обслуживания выполняет дополнительные функции :
ü обеспечивает обработку судна в пределах расписания
ü привлекает грузы на суда линии
ü доставляет грузы до складов получателей
ü осуществляет техническую эксплуатацию и текущий ремонт контейнерного и другого имущества
По широте полномочий агентов различают на :
ü портовых ( только один порт )
ü генеральных ( несколько портов, регион, страна)
Крупные агентские фирмы могут заниматься смежными видами портовых услуг :
ü транспортным экспедированием
ü стивидорными и тальманскими операциями
ü арендой складов и контейнеров
ü поставкой бункеров
ü снабжением судов и др.
В зависимости от договора на агентирование, различают:
ü агентов судовладельца
ü агентов фрахтователя
Функции агента
Ø До прихода судна в порт
ü агент получает информацию от судовладельца и капитана о составе груза, нотисы, заявки ;
ü согласовывает с портовой администрацией сроки швартовки, выгрузки (склады) и т.д. ;
ü заказывает лоцмана, буксиры и стивидорные бригады ;
ü уточняет с грузополучателем порядок выгрузки судна, организацию сдачи груза, распределение расходов ;
ü определяет с местными властями время и порядок прохождения судном формальностей
ü при необходимости, договаривается об оформлении морского протеста, общей аварии и т. д.
Ø После прихода судна в порт
ü оказывает помощь капитану в выполнении таможенных, санитарных и иных формальностей ;
ü подготавливает бланки документов и помогает их заполнять ;
ü передаёт нотис портовой администрации и грузовладельцу ;
ü информирует капитана и судовладельца об организации грузовых работ и выполнении заявок на услуги и снабжение ;
ü участвует в составлении каргоплана ;
ü выдаёт наличные капитану в соответствии с его заявкой ;
ü ведёт учёт стояночного времени и согласовывает его с судовой администрацией и стивидорной кампанией ;
Ø После прихода судна в порт
ü уведомляет судовладельца о переходе судна на демередж ;
ü после окончания грузовых работ предоставляет капитану на подпись стейтмент и (или) таймшит ;
ü от имени судовладельца оплачивает все расходы судна в порту ( сборы, услуги, снабжение, ремонт, транспорт и т. п. ;
ü по указанию капитана заказывает сверхурочные работы и дополнительные бригады ;
ü организует приём и сдачу груза у борта судна , нанимает для этого тальманские бригады ;
ü помогает капитану в случаях возникновения споров с фрахтователем или стивидорной кампанией ;
ü при необходимости принимает грузы на хранение ;
Ø После прихода судна в порт
ü организует оформление грузовых документов ;
ü информирует судовладельца о ходе грузовых работ и о предполагаемой дате выхода судна в рейс ;
ü по указанию судовладельца организует залоговое право на груз ;
ü при оформлении морского протеста в порту либо акта об аварии, агент готовит все необходимые документы, переводит их на государственный язык страны, заказывает экспертизу, участвует в арбитражных разбирательствах ;
ü заказывает лоцмана, буксиры на отход судна из порта;
ü представляет на подпись капитана проформу дисбурсментского счета .
Ø После отхода судна из порта
ü информирует судовладельца о времени выхода судна из порта и грузе на борту ;
ü формирует комплекты судовых документов и рассылает по адресам,указанным фрахтователем ;
ü собирает оригиналы всех документов по работам и услугам, оказанным судну в порту, составляет окончательный дисбурсментский счет и направляет его на оплату судовладельцу .
В дисбурсментском счете расходы могут быть разбиты по следующим статьям :
ü портовые сборы
ü расходы по переработке груза
ü оплата агентирования
ü расходы по судну и прочие расходы
Сталийное времяэто - вемя, отпущенное чартер партией на обработку судна в порту
Льготный периодэто - время между подачей нотиса о готовности судна и началом отсчета сталийного времени
Залоговое право на груз это - право судовладельца в соответствии с договором перевозки не выдавать груз или его часть до тех пор, пока он не получит фрахт и другие причитающиеся ему платежи
Лейдейс это - Дата, ограничивающая срок наиболее ранней подачи судна под погрузку, до которой фрахтователь не обязан принимать судна и не несет ответственность за его простой
Тайм-чартер это - Вид аренды судна «на время»
Таймшитэто - судовой документ, составляемый в портах, в котором производится расчёт времени, необходимого на грузовые операции в данном порту, и ведётся учёт фактически затраченного времени
Деливери сертификат это - документ подтверждающий принятие судна в тайм-чартер
Дата канцелинга это - наиболее поздняя из оговоренных в чартере дат прихода судна под грузовые операции
Дисбурсментский счет это - счет на портовые сборы и услуги, предоставленные судну в порту захода
Проформа дисбсчетаэто - предварительный дисбсчет, величина которого согласовывается между судовладельцем и агентом до захода судна в порт обработки
Нормы погрузкиэто - договорные либо нормативные условия, определяющие количество единиц массы или объема груза, подлежащих погрузке за единицу времени
Тарифная нормаэто - максимально допустимое количество груза, которое может быть загружено в судно
Судовая партияэто - однородное количество груза, достаточное для полной загрузки судна
Коммерческий актэто - документ, который служит основанием для возложения материальной ответственности за недостачу груза на перевозчика
Коносамент это- документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу
. Удостоверяет право собственности на отгруженный товарКоммерческий акт –это документ, удостоверяющий факт недостачи, порчи или повреждения груза при его выдаче получателю в пункте назначения
Грузовой план - изображение в схематическом виде продольного разреза судна с указанием предполагаемого размещения грузов по трюма
Мертвый фрахт -возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза
Марджинэто -допустимые отклонения количества груза, который может быть погружен на судно по отношению к основному количеству, оговоренному в чартер партии