Ограничение сферы деятельности иностранных инвесторов

Можно выделить следующие формы осуществления деятельности иностранными инвесторами в Республике Казахстан: 1) создание предприятия с иностранным участием - юридического лица РК (заключение учредительного договора); 2) заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале юридических лиц РК; 3) заключение договора купли-продажи казахстанского предприятия как имущественного комплекса; 4) заключение договора доверительного управления имуществом юридического лица РК; 5) создание в Казахстане филиала или представительства иностранного юридического лица (деятельность без образования юридического лица); 6) заключение иных внешнеэкономических инвестиционных договоров.

В настоящее время в инвестиционной политике большинства развитых государств мира наблюдается усиление контроля государства за иностранными инвестициями, вкладываемыми в стратегически важные для данного государства отрасли экономики. Не случайно в приложении к ДИДу между Казахстаном и США определено, что запрещенными для иностранных инвестиций могут быть ключевые отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности и сохранением суверенитета (военная и некоторые отрасли добывающей промышленности, железнодорожный и авиационный транспорт, речное и морское судоходство, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, средства массовой информации, банковское и страховое дело, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг); собственность на землю, пользование недрами и другими природными ресурсами, в том числе в морской исключительной зоне; отрасли, в которых существует государственная или с участием государства частная монополия (почта, телеграф, телекоммуникации, производство, передача и сбыт электроэнергии, производство и продажа алкогольных и табачных изделий)*(76).

Данное приложение было принято по инициативе США, поскольку еще в начале ХХ в. законодателем этого государства были определены отдельные сферы экономики, в которых участие иностранных инвесторов нежелательно или ограничено, а в настоящее время перечень таких сфер расширяется*(77).

В качестве примера специального правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в стратегически важных отраслях экономики, можно назвать поправку Эксона-Флорио 1988 г. к Закону "О защите производства" от 1950 г.*(78) Указанная поправка предоставляет органам власти США и отдельных штатов право контролировать инвестиции в областях, затрагивающих национальные интересы США, или по иным соображениям национальной безопасности*(79).

В частности, по такому же пути решили пойти и в Российской Федерации, где 29 апреля 2008 г. был принят Закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.

В условиях привлечения иностранных инвестиций ведется жесточайшая борьба за выживание, рынки сбыта, источники сырья и т.д. Результаты такой борьбы, как показывает международный опыт, приводят не только к развитию экономики и повышению качества производимой продукции, но и к устранению конкурентов. В качестве примера можно привести передачу в управление, а затем ликвидацию Костанайского завода химволокна американской компании Dupon в 1992-1994 гг. Уникальность завода состояла в том, что некоторые виды продукции использовались для создания ракет и космических кораблей. Компания Dupon была его потенциальным конкурентом на мировом рынке и в приватизационный период получила полный доступ к управлению заводом. По непонятным причинам вскоре он был полностью ликвидирован, а американцы тем самым расширили рынок сбыта своей продукции.

В Казахстане также наблюдается тенденция усиления контроля государства за иностранными инвестициями, вкладываемыми в стратегически важные для данного государства отрасли экономики.

В частности, Законом РК от 4 ноября 2003 г. N 490-II "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение" введено понятие "отрасли экономики, имеющие стратегическое значение".

Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2-III были внесены поправки в некоторые законодательные акты Республики по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Казахстане. Этим Законом было введено понятие приоритетного права государства выкупать отчуждаемые права недропользования или доли в юридическом лице.

14 октября 2005 г. в Казахстане был принят новый Закон РК N 79-III "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан".

В ст. 1 Закона РК от 28 июня 1995 г. N 2350 "О нефти" был включен подпункт о том, что дочерние организации и материнские компании недропользователя являются аффилированными лицами. Понятие "аффилированные лица" было применено к передаче прав и обязанностей по контракту, а также долей (пакетов акций). Теперь такая передача может производиться лишь с письменного разрешения Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК.

Законом РК от 7 августа 2007 г. N 321-III в п. 1 ст. 193-1 ГК РК введено понятие "стратегический объект", под которым понимается имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение, и (или) пользование, и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики.

Закон РК от 24 октября 2007 г. N 2-ГУ внес изменения в Закон РК 1996 г. "О недрах и недропользовании", позволяющие правительству в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на недропользование со ссылкой на интересы национальной безопасности. Причем этому Закону придана обратная сила*(80). Указанные нормы нашли отражение и в новом Законе РК о недрах и недропользовании 2010 г.

Как видим, названные положения содержатся в разных законодательных актах, а это очень неудобно как иностранным, так и отечественным инвесторам, отчего принятие отдельного (единого) закона в области регулировании иностранных инвестиций в стратегических отраслях экономики Казахстана будет более эффективным на современном этапе.

На наш взгляд, в Республике Казахстан следует внимательно изучить иностранный опыт и учесть его положительные стороны. В первую очередь речь идет о необходимости контроля со стороны государства над теми иностранными инвестициями, которые вкладываются в стратегически важные отрасли экономики.

III. Понятие "иностранный инвестор", содержащееся в двусторонних соглашениях Республики Казахстан о взаимной защите и поддержке инвестиций

Наши рекомендации