Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика государства это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками.Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (интеграционных союзов и группировок, например, внешнеторговая политика ЕС по отношению к третьим странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональных корпораций; в рамках федеративных государств внешнеторговая политика субъектов федерации и др.). Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства. Внешнеторговая политика государства складывается:
• из стратегии;
• совокупности конкретных методов и средств реализации дан
ной стратегии (тактический аспект внешнеторговой политики).
Стратегия внешнеторговой политикисостоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными, касающимися только внешнеторговой политики. Так, например, эти проблемы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США» и одновременно идет реализация уже более конкретного документа «Национальная экспортная стратегия США».
В России аналогичные проблемы затрагиваются в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. Более конкретным документом является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г., где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения ее развития. Однако специальный концептуальный документ по внешнеэкономической политике государства в России еще предстоит разработать.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного развития национальной экономики в целом). Помимо факторов, вытекающих из собственно национального экономического развития, здесь действуют и факторы интернационализации экономической жизни (развитие международного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономики и др.). При этом внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.
Кроме этого внешнеторговая политика так или иначе является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому не случайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене вплоть до военно-политического давления, что вызывает растущий протест со стороны других государств.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация.Протекционизмвыступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса по захвату внешних рынков как страновых и региональных, так и конкретных товарных сегментов мирового рынка. Либерализация,напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.
Протекционизм и либерализация представляют собой определенные крайности внешнеторговой политики, в реальной же практике, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и (или) их группировок.
Тактический аспект внешнеторговой политики государствасвязан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.
У большинства стран мира в настоящее время имеется обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок. В наибольшей степени преуспели здесь США, стремящиеся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авторитетных международных организаций (например, ВТО) путем принятия решений по либерализации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую политику практически всех
стран мира.
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования используется и тем больше интенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах на ранних стадиях формирования рыночной экономики практиковались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли (в США особенно в период после Гражданской войны и до первой мировой войны, в Японии после второй мировой войны и т. д.). И толь-" ко после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.
Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности (товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, капитал). Это предполагает необходимость использования более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке. Методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.
В настоящее время методы регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:
1) тарифные методы;
2) паратарифные методы;
3) меры контроля за ценами;
4) финансовые меры;
5) методы количественного контроля;
6) автоматическое лицензирование;
7) монополистические меры;
8) технические барьеры.
Тарифные методыявляются наиболее распространенными и постоянно используемыми в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ}, который представляет собой систематизированный перечень (или номенк-натуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.
Главными составляющими ИТТ являются:
• систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
Методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых товаров и взимания пошлин;
• механизм введения, изменения или отмены пошлин;
• правила определения страны происхождения товара;
• пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.
ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.
Активная часть ИТТ таможенные пошлины, являющиеся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).
В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто экспортные и транзитные.
В соответствии со способом установления различаются:
• адвалорные пошлины;
• специфические пошлины;
• комбинированные пошлины.
Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (подробнее о ГАТТ далее в настоящей главе). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т. е. чем больше в нем добавленная стоимость).
Специфические пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения товара (за тонну, баррель, штуку и т. д.). Комбинированные пошлины представляют собой фактическую комбинацию двух указанных выше видов пошлин адвалорной и специфической.
В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются ниже минимального уровня с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной. Дискриминационные (повышенные) пошлины, напротив, устанавливаются с целью воздействия на экспортеров соответствующих товаров или на соответствующие страны, откуда осуществляется экспорт тех или иных товаров. Среди дискриминационных пошлин различают: ответные, компенсационные и антидемпинговые пошлины. При этом ответные пошлины представляют собой реакцию на определенные негативные действия внешнеторговых партнеров, ухудшающие условия торговли данной страны. Компенсационные пошлины реакция на субсидии экспортерам, предоставляемые правительствами их стран (например, государство берет на себя расходы в области научно-технических разработок по данным товарам). Эти пошлины устанавливаются с целью выравнивания условий торговли с партнерами. Антидемпинговые пошлины выступают как разновидность компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу, при котором фирмы-конкуренты реализуют свои товары по искусственно заниженным ценам. В результате принятия антидемпинговых мер цены выравниваются до уровня, считающегося нормальным.
Принципиальное значение имеет и вопрос о стране происхождения товара, поскольку ставки таможенных пошлин во всех странах мира дифференцируются (различаются) применительно к различным группам стран. Сначала в стране устанавливается так называемая базовая ставка таможенной пошлины (она распространяется на страны, пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования). Затем решается вопрос о других группах стран: товары из наименее развитых стран поставляются в данную страну, как правило, беспошлинно; из развивающихся стран со скидкой 50 % (в России в 2003 г. эта скидка составляла 25 %), из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, по увеличенным базовым ставкам (в России в указанный период в 2 раза).
Паратарифные методыпредставляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы.
В некоторых странах имеются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.
Паратарифные методы, как правило, официально не связывают с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается весьма существенным.
Меры контроля за ценамипредставляют собой меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).
Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного сектора) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.
Финансовые мерысвязаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Методы количественного контролясвязаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.
Автоматическое лицензированиесостоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением автоматического лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.
Монополистические меры.В различные периоды времени отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию.
Технические барьерыво внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества.