Методика орг-ции и проведения уроков сценарного типа
Факторы, обусл. их необх-сть: üповыш-е мотивации к изуч-ю ин. я., üразв-е навыков реч. взаимод-я, üповыш-е самооценки учеников, üповыш-е статуса ученика в кл., üположит. взаимоотн-я уч-ков в кл., üповыш. реч. акт-сть. Виды сценар. ур-в:
1. Ролевая игра. Особенности орг-ции и проведения: üналичие единого сюжета, соотв-го избранной ком.ситуации, üраспред-е ролей среди уч-хся и предъявл-е рол. заданий, üподг-ка необх. реквизита, размещение участников в кл., üрегулир-е хода игры ведущим, üподведение итогов.
2. Дискуссия(диспут) – обсужд-е спорного ?, обмен мнениями, идеями между 2 и более лицами, цель кот. – обнаружить разл-я в поним-и ? и прийти к единой т.зр. Особенности орг-ции и проведения: üналичие проблемы для обсужд-я, предпола-щей разл. т.зр., üвыявл-е среди участ-в сторонников и противников этой т.зр., üсам. подг-ка уч-мися аргументов и контрарг-в, üпредставление каж. стороной арг-в и их обсуждение, üподвед-е итогов: оценка и обобщение приведенных фактов и арг-в.
3. Мозг.атака – прием стимулир-я творч. акт-сти уч-хся для продуктив. реш-я проблемы, к-й предусматр. созд-е усл-й, способств-х возникн-ю новых оригин. идей в противовес привычным стереоти. формам принятия реш-й. Особенности орг-ции и проведения: üпредъявл-е проблемы, üспецифич. набор ролей (генераторы идей, критики), üогранич-сть во вр. для реш-я проблемы, üфиксация как можно большего кол-ва предл-х реш-й по проблеме, без коммент-ия и обсужд-я, üвыбор экспертами 1-3 наиб. рац. вариантов реш-я проблемы. Метод. рекомендации:группа делится на 3 подгруппы: 1) генераторы идей, 2) критики, 3) эксперты. Осн. усл-я: 1) генераторы идей могут высказывать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной или нерац., 2) любая инициатива поощряется, принимается любая идея, даже на 1 взгляд нелепая, 3) важно стремится к наиб. кол-ву идей, 4) важно изменять, комбинир-ть, улучшать предлож-е идей, 5) в случае, если творч. акт-сть генераторов идей сниж., уч-ль может стимулировать раб. подгруппы путем постановки ?в, предлож-я собств. идей, 6) по истечении вр., зад-го уч-лем для выдвиж-я идей, приступает к раб. подгруппа критиков. Они анализ-ют, оценивают, синтезируют предлож-е идеи и вкл-ют в список те, кот. на их взгляд обеспечивают реш-е проблемы, 7) Эксперты изучают предлож-е в списке идеи, классиф-ют их, дают кач. оценку каждой и выбирают 3 наиб. оптимальные на их взгляд. Они также аргумент-ют свой выбор, 8) в закл. можно выбрать наиб. удачное реш-е проблемы из предлож-х вариантов.
4. Симуляция – реч. деят. уч-хся, осущ-мая в сит-ях, максим. приближ-х к реальным, и стимулируемая ком. задачей или проблемой, кот. требуют личност. отн-я обуч-х к фактам и событиям. Особенности орг-ции и проведения: üмакс. приближ-сть ситуации к реальность, üпредоставл-е участ-м осн. фактов, им-щих отн-ние к дан. сит-ции, кот. не должны быть домыслены или изменены, üпроигрыв-е получ-х ролей в соотв-вии с собств. взглядами, жизнен. и яз.опытом, üобобщение рез-тов обсужд-я в виде устн. или письм. сообщения.
5. Проект – сам. планируемая и реализуемая уч-мися раб., в кот. реч. общение вплетено в интеллектуально-эмоц. контекст реч. деят-ти. Особенности орг-ции и проведения: üналичие проблемы как основы для ком.-познават. деят-ти (игра, путешествие, выживание в труд.усл-ях и т.д.), üцикличная орг-ция уч. процесса, üсам. пранир-е и реализация уч-мися сод-ния общения, üреализация ком.-познават. деят-ти уч-хся в виде проекта (создание собств. журнала, разработка коллажа, проведение соц. исслед-я, подготовка радиошоу и т.д.).
6. Экскурсия (реальная или воображ-я). Особенности орг-ции и проведения: üвыбор объектов для посещения с учетом интересов экскурсантов, üобсужд-е и утвержд-е группой плана экскурсии, üраспред-ние среди уч-хся ролей, üразраб-ка экскурсоводом сценария / макета экскурсии, üподг-ка необх. изобразит. наглядности (открытки, фотогр., слайды и т.д.).
7. Урок-конкурс, КВН, викторина. Особенности орг-ции и проведения: üсоставл-е заданий, контролир-х умения уч-хся в дан. видах РД, üисп-ние уч-мися в ходе сам. подг-ки разл. доп. источников (справочники, статьи и т.д.), üисп-ние игровых, соревноват. форм контроля и взаимок-ля, üшир. применение парной и груп. раб. уч-хся, üподведение итогов раб., оценка реч. деят-ти уч-хся и их поощрение членами жюри и уч-лем.
8. Ток-шоу. Особенности орг-ции и проведения: üналичие острой и акт-й темы-проблемы, üучастие знаменитости, üподгот-ка острых ?в межтематич. хар-ра, üрегулир-ние ведущим хода беседы, üподведение итогов.
Анализ совр. УМК.
Цель серии – обеспечить достижение уч-хся госстандарта во владении и.я., кот.был бы мин-но коммун-но достаточным для непосредств. и опосредов-го общения на нем.я.
функции обуч-я: 1. познават. (сообщение и запрос об инф-ции), 2. регулятивная (просьба, совет), 3. ценностно-ориетационная (мнение, оценка), 4. этикетная (реч. этикет).
Коммуникатив. компетенция: Базовый курс должен обеспечить разв-е у шк-ков ком. компетенции в нем.я., т.е. способность и готовность практически исп-ть приобретенные им навыки и умения, яз. и страноведческие знания, предусматривать приобщение шк-ков к культуре стран изуч-го я., а также обеспечивать разностор. развите личности шк-ка и лучшее осознание им св. собств. нац. культуры.
Новое в УМК: 1. Ориентация на личность шк-ка, что находит отражение в стремлении добиваться практ. рез-тов. 2. Более последоват. реализация деятельностного, системно-комм. подхода к обучению. Шк-к не только активно вкл-ется во все виды инояз. РД, но и с их помощью – в др. виды деят-ти: познават., игр., трудовую, эстетич. 3. Содержательный план курса в значительно большей степени знакомит с дейст-тью нем/яз стран (страноведч. инф-ция, социокультур. контекст). Большой акцент делается на общечел. ценности (не на идеологию, как раньше). 4. выделение 2 уровней: 1) ур. предъявления (значительно выше), 2) ур. требований к уч-мся.(в учебнике создается как бы избыточный мат-л, кот. обеспеч. возм-сть выбора уч-лем и уч-мися текстов и упр-й, след-но – дифф. подход, рацион-я орг-ция раб.). 5. Сделана попытка четко задать конкретные планируемые рез-ты обучения, что обеспечивается наличием в каж. УМК тестов и тестовых заданий для контроля обучен-сти уч-ков.
Стр-ра УМК: УМК сост. из 3 книг: 1) учебник, 2) раб. тетр., 3) книга для уч-ля + аудиовизуальные ср-ва. 1) Учебник: 1. Вводная часть направлена на алфабетизацию шк-ков; обучение всем ВРД проходит параллельно с устным опережением; первичные гр. навыки; структурная ед-ца этой части – шаг, кот. расширяется за счет раб. тетр. Содержат. основа вводного курса: идея подготовки и проведения телемоста м/у нашими и нем. шк-ми, что должно нацелить всю работу на предстоящее воображаемое общение с носителями я., обеспечить выход деят-ти по изучению нем.я. в др. виды практ. деят-ти (напр., эстетич.). 2. Основной курс. Подг-ко велась в вводном курсе. Структ-ная ед-ца – блок, объед-й тематич., иногда сюжетной серией. Работа над каж. серией блоков может строиться как в линейной послед-сти, так и в комплексе + раб. тетр. Здесь также предлагаются сквозные проекты. 2) раб. тетр. С ее пом. легче орг-ть дифф. подход к уч-мся. 1-я часть соотносится с вводным курсом, 2-я – с осн. курсом. 3) книга для уч-ля. По св. стр-ре она также ориент-на на учебник и на раб. тетр. (рекомендации, комментарии к упр-ям и тд.). В кач-ве приложения к книге даны тесты: а) итоговые тесты к вводному курсу уч-ка , б) промежуточные тесты к каж. серии блоков осн. курса уч-ка, в) итоговые тесты за весь первый год обуч-я.