Понятие необоснованной налоговой выгоды

Налогоплательщик презюмируется добросовестным, а налоговая выгода как уменьшение налоговой обязанности – обоснованной до тех пор, пока не доказано иное. Если налогоплательщиком представлены необходимые документы, то налоговая выгода презюмируется обоснованной, но указанная презумпция может быть опровергнута налоговыми органами на том основании, что содержащиеся в документах сведения неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Если сравнивать критерии недобросовестности и необоснованной налоговой выгоды, то критерий недобросовестности отличается, так как он включает в себя также игнорирование публичного интереса при реализации гражданских прав. Критерий же необоснованной налоговой выгоды включает в себя критерии существа над формой, когда для целей налогообложения операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом («существо над формой») либо не обусловленные разумными экономическими или иными причинами («деловой целью») и фиктивности операций, когда отсутствует учет операций, которые совершались в действительности либо учитываются операции, которые в действительности не совершались с одной лишь целью налоговой экономии.

Таким образом, в понятие недобросовестности, необоснованной налоговой выгоды и в концепцию деловой цели не должны включаться фиктивные операции, которых не было в действительности. Для этого достаточно доказывания налоговым органом отсутствия либо наличия соответствующих операций, которые не позволяют уменьшить налоговые обязательства, то есть отсутствие правовых оснований для применения налоговой выгоды, когда вопрос об оценке обоснованности ее получения не подлежит обсуждению ввиду ее отсутствия.

3.1. Доктрина деловой цели может быть истолкована в широком и узком смысле:

Доктрина деловой цели в широком смысле предполагает признание налогоплательщика злоупотребившим своими правами, когда у него имеются деловые цели в совершении конкретной операции, но преимущественной или основной из них является получение налоговой выгоды.

В западных странах деловая и налоговая цель сравниваются.

Доктрина деловой цели в узком смысле предполагает признание злоупотреблением правом только таких действий налогоплательщика, когда цель налоговой выгоды является единственной. Если наряду с целью налоговой экономии преследуются деловые цели, указанное обстоятельство исключает применение доктрины деловой цели.

В западных странах указанная концепция применяется в исключительных предусмотренных законодательством случаях.

В нашей стране игнорирование публичного интереса при реализации гражданских прав как один из критериев недобросовестности свидетельствует о применении доктрины деловой цели в широком смысле, однако ВАС РФ использует указанную доктрину в узком смысле: возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

3.2. Доктрина существа над формой в налогообложении

Требование приоритета содержания над формой является одним из принципов бухгалтерского учета, на котором основан налоговый учет. Реализация указанного принципа предполагает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания с учетом условий хозяйствования. Принцип приоритета экономического содержания над правовой формой применяется при определении налоговых последствий недействительных сделок и при оценке налоговых последствий операций, совершаемых в предпринимательской деятельности, без признания сделок недействительными. Его реализация позволяет, с одной стороны, учесть дефект формы при определении налоговых последствий сделок (фактическое неприменение последствий признания сделки недействительной, учет расходов по договору аренды), с другой стороны, если форма сделки не соответствует фактически сложившимся отношениям, которые реализуются сторонами по сделке, возникают налоговые последствия, которые соответствуют существу сделки или реально существующим отношениям, наличия которых стороны могли и не предполагать. В настоящее время для этих целей сделки не признаются недействительными, а оценивается фактическое содержание деловых операций по реализации правоотношений, возникающих из договоров, с точки зрения их налоговых последствий. При реализации указанной доктрины руководствуются терминами «фактический собственник» либо «лицо, фактически возглавляющее (контролирующее) компанию» и «фактически сложившиеся отношения» (переквалификация договоров, учет момента фактического перехода права собственности).

3.3. Доктрина осмотрительности при выборе контрагентов

1. Судебная доктрина, которая основана на следующая уровнях дефектности контрагента: 1. Единичная неуплата им налога; 2. Отсутствие по юридическому и фактическому адресу, непредставление налоговой отчетности либо представление нулевой отчетности, систематическая неуплата налогов; 3. Дефекты в регистрации по утраченным паспортам и все, что предусмотрено для 2 уровня; 4. Решение суда о ликвидации и все, что предусмотрено для 3 уровня; 5. Фиктивная компания с фиктивным ИНН либо с ИНН другой компании и все, что предусмотрено для 2 уровня.

2. Судебная доктрина осмотрительности при выборе контрагентов предполагает переложение бремени налогового контроля с налоговых органов на налогоплательщиков, возлагая на них обязанность по проверке контрагентов перед заключением договоров с ними на основании локального акта о проверке контрагентов в рамках проявления должной осмотрительности и осторожности при их выборе и путем получения документов, подтверждающих отсутствие уровней дефектности (проблема временных периодов).

3. Требования:

1. Определенной законодательной нормы;

2. Исчерпывающего перечня объектов гражданских прав;

3. Определенность круга проверяемых лиц: только свои контрагенты либо цепочка поставщиков;

4. Принцип вины;

5. Солидарная ответственность;

6. Возложение бремени доказывания на налоговые органы.

Наши рекомендации