Юридические лица в Международном праве ( многое что нужно Машковой о юр лицах) – регистрация, гражданство юр лиц, и немного про ТНК
Юридические лица — субъекты международного частного права — подчиняются в своей деятельности определенным правовым нормам, которые регулируют порядок их создания, “жизни” и “смерти”, иными словами, подчиняются своему личному закону.
Личный закон (статут) определяет непосредственно правовое положение предприятия (является ли оно юридическим лицом, его правоспособность, порядок совершения сделок, вопросы учреждения, существования и ликвидации). Таким образом, личный закон предполагает определение конкретного государства, которому принадлежит юридическое лицо.
Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор.
Понятие “личного статута” и “национальности” взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.
Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности:
1. Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано.
2. Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица.
3. Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления).
4. Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.
В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет “российскую” национальность.
Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется “коллизией коллизий”.
“Коллизия коллизий” — это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование. Существование “коллизии коллизий” обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие правила выбора права) имеют различное содержание.
“Коллизия коллизий” проявляется как в виде “положительной” коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде “отрицательной” (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является “компетентной” для регулирования конкретного правоотношения).
При положительной коллизии на определение национальности юридического лица претендуют две правовые системы: например, в условиях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип “инкорпорации”), осуществляет свою деятельность на территории Франции (где существует принцип “оседлости”).
При отрицательной коллизии юридическое лицо не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.
Преодоление “коллизии коллизий” в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т. п.).
Анализируя проблему иностранного юридического лица, нельзя не упомянуть и о различных международных корпорациях, получивших в настоящее время широкое распространение. В хозяйственной деятельности подавляющего числа государств наибольшее распространение получили следующие международные объединения:
1. Международные предприятия — это предприятия, возникающие в силу международного договора (Международный банк реконструкции и развития) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов).
По мнению большинства юристов, такие юридические лица имеют международный характер и не имеют национальности. Но есть и другая точка зрения: поскольку международное предприятие становится субъектом права только после соответствующего официального оформления, то государство, где имело место это оформление, признается местом образования предприятия и, соответственно, определяет его национальность и личный статут.
2. Транснациональные компании (ТНК) — это предприятия, организованные по закону определенной страны и имеющие соответствующую национальность, однако действующие более чем в одной стране в форме агентств, отделений или филиалов.
3. Коммунитарные предприятия — это предприятия, организуемые государствами, участвующими в процессе экономической интеграции, или же гражданами этих государств (примером таких предприятий могут служить компании стран ЕС). Как и в отношении международных предприятий, их национальность определяется местом инкорпорации.
4. Транснациональные корпорации — это предприятия, отделения и филиалы которых находятся в настоящее время практически во всех странах, представляющие с экономической точки зрения единый механизм, но с точки зрения юридической — они самостоятельные независимые компании. Регулирование их деятельности с точки зрения международного частного права наиболее сложно.
Ни одно законодательство зарубежных стран не содержит определения ТНК, поскольку действующие на их территории филиалы и дочерние предприятия этих компаний признаются местными субъектами, подчиняющимися в своей деятельности внутреннему, национальному регулированию.
Отличие этих предприятий от обычных компаний состоит в том, что стратегия их деятельности разрабатывается головным предприятием, которое к тому же координирует деятельность всех входящих в его состав звеньев — иностранных предприятий, разбросанных по разным странам. Поэтому, будучи “организованным по принципам, установленным законодательством принимающей страны, и формально подчиняясь его требованиям, это предприятие отражает интересы головной компании или, вернее, стоящей за ней группы капиталистов”.
Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.
Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву. Понятие “иностранные юридические лица” закрепляется в ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 года: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены. Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин “нерезиденты”, который используется при регулировании валютных правоотношений.
Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация.
Новеллой ГК РФ стало положение о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.
Согласно многосторонней конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.
Иностранные юридические лица в России и в других странах СНГ могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, организациями.
При совершении сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничения полномочий его органа или представителя, не известных праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершает сделку.
Иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту своих прав. Во всех этих случаях каких-либо особых разрешений иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения их прав не требуется.
В определенных вопросах иностранное юридическое лицо будет подчиняться законам страны своей национальности. Речь идет о вопросах, которые определяются личным статутом этого юридического лица, в частности, относительно его учреждения и ликвидации. Если соответствующее юридическое лицо за границей будет ликвидировано, то и в РФ оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным. По другим же вопросам действует российское законодательство.
При осуществлении деятельности в РФ юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам нашего права, а также положениям торгового договора, заключенного РФ с соответствующим государством.
Наряду с представительствами иностранные юридические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом “Об иностранных инвестициях в РФ” от 09.07.1999 г. иностранные юридические лица могут создать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций, которые ранее (по закону 1991 года) назывались совместными предприятиями, и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Из действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур. Статус предпринимателя (соответствующей структуры) приобретается посредством государственной регистрации предприятия.
Анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств.
1. Договорные формы — отношения сторон в таких формах совместной деятельности определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности.
2. Организационные формы — приводят к созданию юридических лиц. Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Общим для них является то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.
3. Консорциум — одна из возможных организационно -правовых форм. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциум создается на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы.
Виды консорциумов, существующие на практике:
1. Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера (юридическими лицами не являются):
а) закрытый — контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте;
б) открытый — контракт с иностранным заказчиком подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно
перед иностранным заказчиком.
2. Консорциумы, создаваемые для внешнеэкономической деятельности на длительный срок. К таким консорциумам можно было отнести советский внешнеторговый консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений. Развития такие консорциумы не получили.
В отношении всех форм совместной деятельности за рубежом наше законодательство опосредованно (через таможенное и валютное законодательство) определяет, какие организации и в каком порядке могут принимать участие в деятельности такого рода. Круг российских участников совместных и иных предприятий за рубежом не ограничивается.
Правовое положение иностранных юридических лиц обычно определяется на базе принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования, который формулируется, как правило, в международных договорах (второй из принципов преобладает).
Внешнеэкономическая деятельность иностранных юридических лиц подчинена действию режима наибольшего благоприятствования. В практике заключения двусторонних и многосторонних международных договоров предоставление этого режима часто формулируется как “принцип наиболее благоприятствуемой нации”.
Содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах составляет обязательства государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством. В многосторонних договорах формулировка режима наибольшего благоприятствования означает: если одно государство предоставило преимущества в отношениях с другим государством — участником, то указанное преимущество должно быть, согласно рассматриваемому принципу, распространено на остальных участников.
При применении формулировки “национальный режим” за базу сравнения берется режим деятельности, которым пользуются национальные физические и юридические лица. При этом национальный режим может быть сформулирован или как общий принцип недискриминации, или в формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемой нации, например, как режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным, то есть национальным юридическим и физическим лицам.
Правовой режим иностранных юридических лиц всегда составляет предмет регулирования международных торговых договоров и соглашений. Предоставляя на условиях взаимности те или иные уступки в реализации юридическими и физическими лицами своих прав, а также договариваясь о порядке принятия мер регулирования, государства на основе международных договоров реализуют свою внешнеэкономическую политику.
В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Одним из таких законов является ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” 1999 г. В соответствии со ст. 4 этого закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвестором. В российской науке нет однозначной концепции в оценке данной формулировки закона касательно правового режима иностранного инвестора. Судебная практика в РФ склоняется к оценке данной новеллы как режима наибольшего благоприятствования.